Как-то бывший пограничный генерал Николаев, став председателем комитета Госдумы по обороне, подвел итог своему опыту по охране рубежей родины, сделав следующий вывод:
«Для Большого Кавказа характерно несовпадение географии интересов с географией и границами государств».
Безусловно, в высказывании Николаева присутствует определенный прогресс по сравнению с заявлениями его предшественников, которые без обиняков провозглашали необходимость владычества на Кавказе. Однако даже с поправкой на модную нынче политкорректность, можно констатировать, что «хрен, редьки не слаще». Последние заявление генерала-филолога Иванова о готовности наносить ракетные удары по неким базам «террористов» (а кроме Панкиси о «существовании таких баз» никому не известно), это подтверждают.
Какие границы не совпадают с географией интересов России можно догадаться, не проникая в секретные сейфы министерства иностранных дел. Конечно, куча экспертов и политологов из умных российских институтов долго будут вам объяснять, где до неприличия неправильно расположена линия границы, где нехорошо проведена нефтяная труба и какая гора мешает артиллерии бить прямой наводкой по лагерям «террористов». Но, даже не подвергая анализу «анализы» этих экспертов, можно понять следующее: «неправильные» - это те страны, которые, не имея достаточных сил для противодействия угрозам бывшего «старшего брата» пытаются обрести независимость и освободиться от его влияния.
Неизвестно точно, говорил ли какой-нибудь председатель обороны Китая, что «для Большого Дальнего Востока характерно несовпадение географии интересов» и т. д. (см. выше), но по поведению властей России, тихо отдавших Китаю территорию, превышающую по площади территорию Ичкерии, похоже, что говорил. Конечно, братские отношения с Китаем, - это понятно, - дело святое. Отсюда видимо и обида русских на «диких» грузин, не желающих понять суть братской дружбы.
Но на дворе не 21-й год ХХ века, чтоб разобраться с «грузинскими меньшевиками» по старому, а 21-й век. Поэтому применяются новые методы. Раздача гражданам Грузии, проживающим на территории Абхазии и Южной Осетии российских паспортов, конечно, предел нахальства, но вынужденная мера, в качестве приложения к размахиванию ржавым военным топором.
А проблемы с выводом российских войск, которым нужно 13 лет, чтобы уехать за пределы Грузии?!
После гибели президента Джохара Дудаева в Ичкерии на стенах часто встречались надписи: «Джохар вернись – козлы наглеют!» Вспомнилось это в связи с проблемой вывода оккупантов из Грузии, и как при Дудаеве был поставлен рекорд по выводу российских войск, которые уложились в недельный срок. Но абсолютный рекорд был установлен в ночь с 31 декабря 1996 года на 1 января 1997 года, когда российская оккупационная группировка в полном составе была выведена из Чечни в течение нескольких часов. Грузины видимо еще не усвоили, на каком языке нужно разговаривать с российскими генералами.
Азербайджан, по российской классификации, тоже «неправильная» страна. Трубу не по братски прокладывают, турецких янычар, да американских «Джи-Ай» к российскому подбрюшью подтягивают. Баку хоть и находится в зоне российских интересов, да хозяин той зоны поменялся, и теперь кулаком по броне, как в Грузии, уже не постучать. В общем, ситуация вышла из-под контроля. Вся надежда на братский Иран и, конечно, на Армению - страну с самой «правильной» ориентацией и верного союзника России, если, конечно, не перекупят янки.
Поддержка и прямое участие России в оккупации части территории Азербайджана и Грузии - общеизвестный факт. Раздражение российских политиков, когда проводят аналогии с их поддержкой сепаратизма в Грузии и ситуацией в Ичкерии происходит не от того, что их ловят за руку. Их не беспокоит вопрос хорошо или плохо захватывать чужие земли, главная их проблема наличие признаков того, что ничего у них не получится. Главный признак ничтожности человека или народа - это пренебрежение и жестокость в отношении того, кого он считает слабым, и пресмыкание перед тем, кого считает сильным.
В современной кавказской и международной политике Россия, пытаясь продемонстрировать свое могущество, демонстрирует свое ничтожество. Кавказ повидал много империй, от которых ничего не осталось. Таким же образом и история присутствия России на Кавказе, похоже, приближается к своему финалу, а действия руководства России лишь способствуют ускорению этого процесса.
Руслан Исаков,