В прошлом году на территории Чечни, по данным правозащитного центра «Мемориал», обнародованным в четверг, были похищены 396 мирных жителей, 293 чеченца найдены убитыми. Правозащитники не располагают данными о ситуации с правами человека в горных районах Чечни; подчеркивается, что реальные масштабы преступлений против гражданского населения поэтому могут быть в несколько раз больше. Согласно заявлению министра обороны России Иванова, в Чечне будут направляться только наемники.
На этой неделе в итоговых выпусках программы «Время свободы» - прозвучала серия репортажей из Чечни специального корреспондента радио Андрея Бабицкого, вернувшегося намедни из поездки по Северному Кавказу. «Не стоит», - сказал Аюп, старый приятель Бабицкого, когда они обсуждали возможность пробраться в Чечню по трассе Ростов – Баку, через блокпост оккупантов «Кавказ».
«Несмотря на то, что в большинстве случаев проверка носит формальный характер, а зачастую на пассажиров вообще никто не обращает внимания, не угадаешь, когда вдруг вводится усиленный режим контроля, - говорит Бабицкий, - Тогда шерстят всех подряд, исследуют почти под микроскопом документы, машину и могут задержать в случае малейшего подозрения. Проблема в том, объяснил приятель Бабицкого Аюб, что сейчас в основном с задержанными работают кадыровцы. В случае если ты попал к ним в руки, и у них есть малейшее основание считать тебя нелояльным – ты умираешь сразу.
Тогда Бабицкий и Аюб решили въехать, через станицу Ассиновская. «Километрах в двух от ингушской столицы вглубь чеченской территории – хлипкий блок-пост. Чумазый «срочник» не очень уверенно машет полосатой палкой. Мы останавливаемся, рассказывает Бабицкий, - Оказывается, проверять документы в его планы не входило». «Дайте на сигареты», - просит он у них, просунув голову в открытое окно машины». Оба потянулись за сигаретами.
«Не, - говорит оккупант, - сигареты у нас есть. Дайте на сигареты». Аюп протянул 20 рублей откупных, и они поехали дальше. Бабицкий отмечает, что этот блокпост появляется здесь только в светлое время суток, вечером его снимают, и оккупанты возвращаются в Ассиновскую, в расположение своей части. Ночью чеченская столица «умирает».
В офисе «Мемориала» Бабицкому сказали, что, по их наблюдениям, тысячи людей вечером покидают город. Проблема с передвижением по республике – уже неактуальная тема в Чечне. Самый активно обсуждаемый предмет – это эмиграция. Как преодолеть рубежи России и обосноваться в Европе? – этим вопросом озабочены десятки тысяч чеченцев. Большинство из них ищет и находит пути.