Зара приехала в Москву в сентябре 2003-го, чтобы найти работу и помочь содержать семью матери-вдове, т.к. две ее младшие сестры окончили школу и должны были продолжать образование. Из-за этого ей пришлось перевестись на заочную форму обучения. Девушка устроилась работать в страховую компанию, сняла жилье, однако вскоре, по требованию хозяйки квартиры, вынуждена была освободить арендуемую комнату. В это время с ней познакомились москвички Анна Куликова и Дарья Воронова, незадолго до того принявшие ислам и посещавшие мечеть, где они и встретили Зару. Девушки подружились, и Анна предложила Заре пожить у нее. Анина мать, Валентина Михайловна Куликова, согласилась принять подругу дочери, и некоторое время Зара жила в семье Куликовых. На Валентину Михайловну она произвела самое благоприятное впечатление.
Спустя короткое время Зара, Аня и Даша решили пожить самостоятельно. К этому моменту с Зарой познакомился сотрудник УБОП ГУВД г. Москвы Саид Ахмаев, который стал всячески им помогать и предложил бесплатную комнату в общежитии. Впоследствии оказалось, что Саид «заботился» о девушках по заданию своего руководства, а комната, куда он их поселил, была предварительно оборудована аудио- и видеозаписывающей аппаратурой. Незадолго до переезда девушек Валентину Михайловну посетил на ее работе сотрудник ФСБ, сообщил, что в отношении Зары проводятся оперативно-розыскные мероприятия и попросил разрешения осмотреть квартиру Куликовых в отсутствии Ани и Зары. При обыске, проведенном с согласия В.М.Куликовой и без предъявления каких-либо, санкционирующих его документов, сотрудники спецслужб интересовались исключительно вещами Зары. В них не было обнаружено никаких запрещенных предметов, однако непонятный интерес вызвали фотографии, снятые девушками в новогодние праздники в Торговом Комплексе «Охотный Ряд», где они обычно посещали интернет-кафе.
Вечером 4-го марта около своей работы в районе Китай-города Зара была остановлена сотрудниками милиции для проверки документов. Ее доставили на другой конец Москвы в ОВД «Проспект Вернадского» для установления личности, сняли отпечатки пальцев и сообщили, что после дактилоскопической процедуры отпустят. Однако когда Зара, вымыв руки, собралась взять свою сумочку и покинуть отделение, она обратила внимание на то, что сумка неожиданно оказалась полнее, чем была до этого. Милиционеры потребовали предъявить ее для досмотра и изъяли два брикета в фольге, которые оказались упаковками, содержащими 196 г взрывчатого вещества «Пластит-4».
Зара Муртазалиева была заключена под стражу и против нее было возбуждено уголовное дело по ст.222, ч.1 УК РФ о незаконном приобретении, хранении и перевозке взрывчатых веществ. В процессе предварительного следствия на Анну Куликову и Дарью Воронову следственные органы оказывали давление с целью получения показаний о том, что Муртазалиева вовлекала их в террористическую деятельность и готовила к совершению теракта.
25 октября 2004 г. Валентина Михайловна Куликова обратилась за поддержкой в Комитет «Гражданское содействие». Она рассказала, что ее дочери угрожали: если она не даст требуемых показаний, то будет привлечена к уголовному делу не как свидетель, а в качестве соучастницы. Дело, расследованием которого вначале занималась Никулинская межрайонная прокуратура, в связи с его «актуальностью» было передано в управление по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры г. Москвы, а потом – в УФСБ по г. Москве и Московской области. В качестве доказательств «преступных намерений» Муртазалиевой взорвать эскалатор в торговом комплексе «Охотный Ряд» приводятся расшифровки аудио и видео записей бесед девушек на самые разные темы, в том числе, касающиеся ислама и отношения к войне в Чечне, а также фотографии, на которых, среди прочих сюжетов, в кадры попали и упомянутые эскалаторы. Так было сфабриковано «дело о терроризме» объемом в четыре тома.
Заре Муртазалиевой предъявлено обвинение по целому ряду статей УК РФ:
ст.30, ч.1 – приготовление к преступлению и покушение на преступление;
ст.205, ч.1 – терроризм (наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет);
ст.205, ч.1 – вовлечение в совершение преступлений террористического характера
(наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет);
ст.222 ч.1 - незаконное приобретение, и хранение и перевозка взрывчатых
веществ (лишение свободы на срок до 4 лет).
22 декабря 2004 года начались судебные слушания по делу Муртазалиевой. Дело рассматривает судья М.А.Комарова в коллегии по уголовным делам Московского городского суда. Защиту осуществляет адвокат З.Т. Усманова. Допрошенные в судебном заседании свидетели обвинения А.Куликова и Д.Воронова не подтвердили данные на предварительном следствии показания о том, что Муртазалиева склоняла их к совершению террористического акта.
На этом заседании судья Комарова отклонила ходатайство Муртазалиевой, поддержанное адвокатом, о допуске защитника Е.З. Рябининой, направленной Комитетом «Гражданское содействие». 23 декабря. ходатайство было заявлено повторно, в письменной форме, и снова было отклонено. В сложившейся ситуации, а также в связи с болезнью адвоката З.Усмановой, Комитет «Гражданское содействие» и сеть «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал» привлекли к защите Муртазалиевой адвоката В.К. Суворова.
27 декабря рассмотрение дела было отложено на 12 января 2005 г.
Прима