С 12 января 2005 года в Санкт-Петербурге возобновилась прерванная в декабре 2004 года, протестная голодовка инвалидов Чернобыля. После откровенной демонстрации правительством РФ своей позиции и репрессивных методов решения проблем жертв радиационного поражения, к этой акции присоединяются инвалиды-чернобыльцы всей России. Отношение власти к ним, жертвы Чернобыля квалифицируют как геноцид. Уже подготовлены доказательные материалы для обращения в Гаагский трибунал.
На ликвидацию последствий ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеющей в истории человечества аналогов, власть Советского Союза щедро бросала самых молодых, абсолютно не заботясь об элементарной профилактике последствий радиационного поражения.
Многие до сих пор и не представляют, как должны были выглядеть эти средства защиты, потому что люди руками в обыкновенные ведра собирали разлетевшееся по зоне после взрыва ядерное топливо. Сегодня эти люди, которым по 40-50 лет, выглядят древними стариками, едва передвигаются на костылях, страдают неизлечимыми болезнями.
Статистика смертности участников ликвидации последствий аварии засекречена. Только чернобыльцы и без статистики отлично знают свое будущее – вымирают они с катастрофической скоростью. Слишком часто им приходится хоронить своих товарищей.
Это тогда, в 1986 году, уже после полученных ими ударов смерти, страна назвала их героями и, не скупясь, отвалила массу обещаний: деньгами и льготами возместить невозместимое – здоровье и жизнь. Был принят закон, по которому было «закреплено» все то, что было обещано: возможность получения квалифицированной и экстренной медицинской помощи, реабилитация, улучшение жилищных условий, социальные льготы и гарантии, а так же повышенные размеры выплат к пенсиям.
По этому закону люди, отдавшие все свое здоровье на борьбу с радиацией, могли достойно дожить оставшиеся им недолгие годы, а мгновенная старость и тяжелейшие болезни инвалидов Чернобыля компенсировались элементарным благополучием обреченных на смерть.
На практике оказалось, что закон этот не что иное, как яркий фантик, за которым чиновники укрыли иную суть – то, что во всем цивилизованном мире называется геноцидом: «истребление отдельных групп населения <…>, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп».
Ни одна (!) статья этого закона на практике не работает. Более того, за 19 лет, прошедших после катастрофы, каждое из правительств РФ считало своим долгом внести в него свои поправки, умаляющие права больных людей. Протесты Конституционного суда при этом полностью игнорируются.
Полным игнорированием собственного же закона о чернобыльцах, правительство РФ обрекло смертельно больных людей на нищету, поставило их на грань выживания, а по факту уже привело к сотням тысяч преждевременных и неоправданных смертей.
Если бы пораженные радиацией люди получали срочную медицинскую помощь, социальные гарантии и положенные им пенсии, то этих смертей можно было бы избежать. Более того, на руках вдов ликвидаторов остаются такие же больные и обреченные дети, заболевания которых закон и вовсе не связывает с облучением родителей.
Теоретическая база для такой трактовки отсутствия связи заболеваний с работой в зоне катастрофы явно приведена каким-то малограмотным ученым, не сумевшим (или не захотевшим) увидеть очевидное – нигде и никогда в мире огромные группы людей не попадали и не забрасывались под такое ядерное облучение.
Уникальность условий района катастрофы, состав радионуклидов, высочайший фон смертельных доз радиации, интенсивность работы в зоне аварии, непосредственное и длительное проживание ликвидаторов в зараженной зоне АЭС, полное или почти полное отсутствие профилактики и средств защиты, мощный пылевой фактор (каждый чернобылец помнит, как радиоактивная пыль скрипела на зубах), преступная безалаберность властей, отправляющих мальчишек в ядерное пекло, и мгновенное забвение героизма и подвигов этих невольников – все это говорит о том, что сравнивать ликвидаторов аварии на ЧАЭС с жертвами других ядерных аварий, по меньшей мере, непрофессионально. Если же учитывать последствия этой лжи научных коллективов, то и преступно.
Из аварийного блока на землю было выброшено 700 тонн ядерного топлива, а суммарный радиоактивный выброс в десять раз превышал ядерный выброс бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
Теперь же ученые смело заявляют, что опасность облучения в зоне была немногим более, чем от простого медицинского рентгеновского аппарата. Смертность среди инвалидов объясняют психологическими факторами и даже алкоголизмом (подобные выводы сделаны в одной из докторских диссертаций, защищенных в Москве).
В СМИ постоянно идет выброс провокационных статей о том, что якобы чернобыльцы просто внушили себе, что стали жертвами радиации, многое требуют от государства, и на самом деле их проблемы не так страшны.
А министр С. Шойгу, будучи в Смоленске с визитом, с откровенной издевкой высказался по этому поводу: «На шее правительства сидят 38 тысяч ТАК НАЗЫВАЕМЫХ инвалидов-чернобыльцев».
(опубликовано в областной газете «Рабочий путь).
Словосочетание «так называемые» из уст министра обозначает, как и всюду: этой проблемы в стране не существует, дескать, больные сами себя так назвали и записали в инвалиды.
Немало сил потратил на создание негативного образа инвалида-чернобыльца и министр социальной защиты А. Починок, который в прямом эфире ТВ называл невероятные и баснословно большие суммы пенсий этой категории граждан, чем явно провоцировал нищих россиян на элементарную зависть, презрение и традиционное общественное осуждение тех, кого он так публично оболгал.
На самом деле никаких огромных выплат чернобыльцы не получают, живут в нищете, из-за которой и наступила эта жуткая волна смертей тех, кто остался в живых. Лечение заболеваний, когда у людей облучены и одновременно поражены патологией фактически все системы органов, стоит невероятно дорого, а бесплатное медицинское обслуживание инвалидов ЧАЭС только декларировано в законе.
Фактически, помощь если кому и оказывается, то лишь элите общественной организации Союз «Чернобыль», сросшейся с властью до такой степени, что само руководство этого Союза помогает правительству РФ переписывать закон о чернобыльцах на явное умаление прав жертв радиации.
Для того, чтобы узнать объективную информацию о своих заболеваниях, единственное, что остается чернобыльцу, это - на приеме у врача скрыть факт работы в 30-километровой зоне аварии на ЧАЭС.
Тогда можно ожидать, что врач отнесется к пациенту без агрессии и даст направление на анализы. Если все граждане РФ обслуживаются в поликлиниках по месту жительства, то для чернобыльцев созданы особые условия – необорудованные никакой диагностической техникой спецполиклинники и особые врачебные комиссии, цель которых одна – доказать, что болезни, поразившие человека, не являются последствием ядерного облучения.
Если по заключению врачебной комиссии, работающей с простыми гражданами РФ, обыкновенный больной должен находиться на нерабочей группе инвалидности, то чернобылец с точно такими же болезнями (а то и более страшными и смертельными) признается годным к полноценному труду.
Нередки случаи, когда вдовы только после вскрытия узнавали, что их мужья умерли от многолетней нелеченой онкологии – государственные медики скрывают от чернобыльцев диагнозы.
Некоторые возмущенные произволом власти врачи сами откровенно признаются в том, что есть негласное указание Минздрава – избегать установления связи заболевания с радиационным поражением и отказывать ликвидаторам в установлении факта инвалидности.
Медицинский произвол, обрекающий людей на мучительную смерть, усугубляется еще и тем, что власть ограничила выплаты инвалидам Чернобыля – за невосполнимо утраченное здоровье по закону 2001 года им полагается выплата от 30 до 90 долларов в месяц, когда только одна диагностика на томографе стоит сейчас 150 доллваров, а месячный курс лечения в несколько раз дороже. Выбирать не приходится – либо смерть от голода, либо от болезней.
Строго фиксированные выплаты, узаконенные правительством Путина в нарушение Конституции РФ, и перечеркивающие прежнюю редакцию закона «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному облучению», по тому же закону должны индексироваться по уровню роста потребительских цен. Как происходит это в действительности, знает весь народ – изредка социальные пенсии граждан РФ увеличиваются на ничтожные суммы.
Но, и тут чернобыльцы оказались в особенном положении. С 1997 года была проведена единственная (!) за восемь лет индексация выплат возмещения ущерба здоровью на 19%, да и та с большой задержкой после дефолта 1998 года.
За те же годы уровень роста потребительских цен, по официальным данным, составил 800%, а квартирная плата поднялась на 1400%. Выжить на эти крохотные суммы, которые брезгливо выплачивает инвалидам правительство, просто невозможно.
Многочисленные и явные нарушения прав чернобыльцев, ставящие их в положение гонимых и бесправных граждан своей страны, привели к тому, что жертвы, теперь уже произвола и бездействия власти, стали в массовом порядке обращаться в гражданские суды, надеясь хоть там отстоять свое конституционное право на жизнь, и получить то, что положено им по закону. Но… оказались исключены из числа тех, кому полагается судебная защита!
Многие годы суды отказывались рассматривать дела, преднамеренно переносили сроки судебных заседаний, принимали решения, угодные Министерству труда и социальной защиты, которое в нарушение действующего закона не производит чернобыльцам индексацию выплат. За годы судебных тяжб умерло тысячи инвалидов Чернобыля, так и не получив от государства социальной защиты.
Лишь немногие из тысяч инвалидов, обратившихся в суды, смогли получить решения в удовлетворении этих исков, оказавшихся, опять же формальными отписками – даже спустя годы после вступления судебных решений в силу, правительство РФ наотрез отказывается производить выплаты. Европейский суд по правам человека так же рассмотрел десятки исков чернобыльцев и вынес решения, обязывающие правительство РФ решить этот вопрос.
Однако и эти решения не исполнены – упрямая власть категорически не желает сохранять жизни жертв радиационной катастрофы и откровенно делает все, чтобы этой социально незащищенной группы граждан РФ вскоре попросту - не стало…
Почти десятилетие чернобыльцы терпеливо боролись за свои права, применяя исключительно законные методы воздействия на власть. Но, поняв, что она действует преднамеренно, инвалиды стали прибегать к крайним мерам. В стране то тут то там постоянно проводятся акции протеста в виде голодовок, бывали и случаи смерти во время этих акций, острого ухудшения состояния здоровья, проводились и митинги протеста.
Увы, даже в РФ мало кто знает об акциях – подцензурные российские СМИ старательно их замалчивают. Поэтому и голодовки оказывались совершенно неэффективны, а власть все так же продолжала откровенно игнорировать право чернобыльцев на жизнь.
В конце декабря 2004 года инвалиды-чернобыльцы Санкт-Петербурга провели акцию протеста в виде голодовки. Они требовали немедленно собрать Пленум Верховного Суда РФ и решить наболевшие вопросы, обязать власть срочно проиндексировать выплаты по росту потребительских цен, погасить многолетнюю задолженность, обеспечить социальные гарантии.
Голодающих посетил уполномоченный по правам человека при президенте РФ В. Лукин и обещал помочь. Вся его помощь заключалась в том, что он позвонил председателю Верховного Суда РФ, и тогда была назначена дата пленума на 18 января 2005 года. Именно до этого срока чернобыльцы согласились приостановить голодовку.
Теперь, не дожидаясь заседания Верховного Суда, инвалиды уже всей России, решили возобновить протест. И поводов тому немало. Чернобыльцы уже видели Проект решения Пленума ВС, который лишь начнется 18 января 2005 года – индексация, предложенная в нем, составляет 1,38% (коммунальные услуги при этом с 1 января 2005 года возрастают на 30%).
Но и это еще не все. Еще в разгар голодовки (03 декабря 2004 года) правительство РФ издало Распоряжение за № 1562-р. Пунктом 2 в нем записано:
«Направить средства в размере 300 млн. рублей за счет экономии средств федерального бюджета, образовавшейся в связи с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на возмещение расходов по реализации субъектами Российской Федерации в 2004 году Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (опубликовано в «Российской газете» от 09 декабря 2004 года).
И это при том, что на 1 декабря 2004 года лишь по вступившим в силу судебным решениям исков 22 тысяч инвалидов-чернобыльцев оставалось не выплачено 1,2 млрд. рублей.
Только умышленной и подлой провокацией можно назвать эту атаку правительства РФ на собственных граждан, так как оно стравливает жертвы репрессий и чернобыльцев между собой. Цинизм и показательность этой акции правительства выглядит еще и как мера устрашения других граждан РФ, готовых вот-вот начать свои акции протеста против закона о «монетизации» льгот.
Но, инвалиды–чернобыльцы как раз из тех, кого не запугать. Смертельно больные люди решили бороться:
«Все равно, – заявляют они, – власть, так или иначе, нас уже уничтожила, впереди скорая смерть и нам нечего терять. Мы уже все потеряли. Все, кроме человеческого достоинства. И наша цель теперь показать народу России свою ошибку. Мы поздно начали бороться за свои права. Очень поздно. Преступная власть и наша, продавшаяся ей, общественная организация Союз «Чернобыль» долго морочили нас своими обещаниями. И теперь мы открыто говорим миру – нас преднамеренно обманули. На деле же все сводилось к тому, чтобы нас вообще не стало, чтобы нас поскорее уничтожить ради экономии бюджета. Для международного трибунала в Гааге мы собрали доказательства умышленного уничтожения инвалидов Чернобыля: это тысячи дел, это тысячи смертей, это постановления правительства, это беспредел медиков, это ложь государства о нас и наших привилегиях, это репрессивные постановления правительства, это и дикий, антиконституционный, обрекающий нас на продолжение страшного мучения, указ В. Путина, цинично подаренный нам 26 апреля 2004 на годовщину катастрофы. Только теперь наши требования мы будем отстаивать более последовательно и вплоть до международного уровня. О преступлениях власти против нас должен знать весь мир. Все – хватит терпеть!».
Удастся ли чернобыльцам отстоять свои права? Психологическую особенность сегодняшней власти РФ легкомысленно сбрасывать со счетов. А особенность эта такова – кратчайший путь к благосостоянию России она видит не в созидании и демократических свободах, а в разрушении, уничтожении и репрессиях во имя своего особенного «российского порядка», который в силу мышления некоторых представителей этой власти, заключается в закреплении полного бесправия граждан РФ, в подчинении всех одной антигуманной идеологии, далекой от той, какую проповедует весь демократический мир.
Русский писатель Виктор Ерофеев назвал такое мышление «чекизм». Это когда «чертики» мерещатся повсюду – врагами объявлены все за внешними границами страны и половина населения собственной.
Вот с этим типом психики, когда реакция власти непредсказуема вовсе, и придется сразиться оставшимся в живых инвалидам-чернобыльцам.
Владимир Киверецкий, Санкт-Петербург,