Россия готова списать 10 миллиардов долларов из 13-миллиардного сирийского долга, пишет "Коммерсант". Как объясняет издание, таким образом Кремль надеется заручиться поддержкой прибывающего сегодня в Москву президента Сирии Башара Асада, который, по замыслу российской дипломатии, поможет нашей стране занять подобающее место на Ближнем Востоке и через это вернуть статус супердержавы. Дружба с Дамаском всегда влетала Москве в копеечку, отмечает газета.
От СССР Сирия, как один из форпостов советского влияния на Ближнем Востоке, получала многомиллиардные вливания в экономику. Сирийская армия была оснащена последними образцами советской военной техники, а местные специалисты проходили обучение в военных вузах бывшего СССР. По мнению околокремлевских аналитиков, разрешение ближневосточного кризиса позволит России вновь занять место в клубе избранных, вернув себе статус супердержавы. Москва надеется сделать это при помощи Сирии.
Как полагает издание, используя страх сирийских властей перед возможным американским вторжением, Кремль рассчитывает по образцу советских времен привязать Дамаск к собственному ВПК. В частности, в рамках российско-сирийской программы военно-технических связей на 2004-2008 годы планируется переоснастить противовоздушную оборону Сирии. При этом помимо роли создателя ракетного "зонтика" над Сирией Москва предполагает занять место патрона Дамаска на международной арене, став единственным и незаменимым другом Башара Асада. Однако одного страха сирийцев перед американским вторжением для полноценной дружбы маловато.
Здесь и вспомнили про сирийский долг, накопившийся в прошлом веке. В середине января в Москве прошли закрытые переговоры министра финансов России Алексея Кудрина с его сирийским коллегой Мухаммедом аль-Хусейном. По информации "Коммерсанта", в ходе драматического обсуждения удалось согласовать сумму долга - 13,4 млрд долл. Однако выплачивать эти долги Дамаску не придется. По обоюдному согласию 9,78 млрд долл. из этой суммы подлежат списанию. Для возвращения статуса великой державы деньги не такие уж и большие, заключает издание.