Группа известных российских правозащитников и общественных деятелей выступила с открытым обращением к Путину, призывая его, «как гаранта конституционных прав, прежде всего, права на жизнь русского народа» использовать исторический шанс прекратить многолетнюю русско-чеченскую войну, откликнувшись на объявленное Асланом Масхадовым прекращение огня и начать с Асланом Масхадовым переговоры о мирном политическом урегулировании. Сбор подписей под Обращением продолжается.
Ниже приводится текст обращения:
«Необходимо присоединиться к прекращению огня в Чечне и начать переговоры с Асланом Масхадовым»
Открытое обращение к Президенту Российской Федерации
Более 10 лет, с трехлетним, очень условным, перерывом Россия фактически находится в состоянии войны с Чечнёй. Войны тяжелой и страшной, с десятками тысяч убитых, сотнями тысяч искалеченных, с разрушением городов и промышленности. В эти дни появился новый шанс на выход из этого ожесточенного конфликта – военно-политический лидер чеченского Сопротивления Аслан Масхадов не только отдал приказ об одностороннем прекращении огня, но и публично осудил действия Басаева, признав его достойным международного трибунала, и тем самым, демонстративно отмежевался не только от него, но и от всего радикального крыла «боевиков». Этот исторический шанс на мир никоим образом не должен быть упущен.
Мы понимаем, что очень просто проигнорировать этот беспрецедентный жест противника, назвав его «уловкой». Но приведет это только к тому, что радикальные группы «боевиков» еще больше потеснят умеренное крыло, обвинив его в предательстве. И ничто не сможет остановить окончательное превращение русско-чеченской войны в «вечный конфликт», помешать ее дальнейшему расползанию по всему Северному Кавказу.
«Боевики» способны многие годы поддерживать существующий уровень военно-диверсионной активности, особенно, если вокруг Чечни сложится такая же интенсивная система поддержки повстанческой войны, которая сложилась вокруг Израиля или занятого международной коалицией Ирака. Для российского государства это будет носить чрезвычайно тяжелый характер. Точно так же очевидно, что среди «боевиков» с каждым годом будет расти удельный вес «исламских радикалов», для которых война в Чечне – лишь один из нескольких фронтов борьбы с Западом, которым нужна «война для войны». Одновременно, будет расти радикализация мирного населения. Радикалы абсолютно не заинтересованы ни в каких, даже самых выгодных для светского крыла сепаратистов условий мирного урегулирования. Одновременно еще быстрее будет расти удельный вес в российской политике ультранационалистов, готовых использовать русско-чеченскую войну для фашизации страны. Вывод из этого очевиден - чем раньше начнется внятный политический диалог российских федеральных властей с чеченским Сопротивлением, тем больше шансов на мирное урегулирование в принципе.
История учит, что переговоры – это единственная возможность добиться политическими методами того, что трудно достигается военными.