Предсмертной записки Юрия Кравченко достаточно, чтобы расследование дела Гонгадзе было продолжено. Об этом заявил глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов. Из его выступления в эфире телеканала «1+1» следует также, что Кравченко, если бы он пришел на допрос, ждал арест. Александр Турчинов – один из руководителей правоохранительных структур Украины, который сразу после обнаружения тела бывшего министра внутренних дел выехал к нему на дачу. Весь вчерашний день глава СБУ хранил молчание, но поздно вечером все-таки согласился рассказать свою версию того, что произошло с Кравченко, и пояснить, как будет дальше развиваться расследование дела Гонгадзе. Турчинов, как передало агентство «Интерфакс», заявил, что не сомневается, что причиной смерти бывшего главы МВД Украины стало самоубийство. «При осмотре места события мне показалось, и предварительное следствие также подтвердило эту догадку, что это было самоубийство. Во-первых, во дворе, куда вышел господин Кравченко, никого не было, кроме дочки, которая гуляла с собакой.
Он зашел в техническое помещение и закрыл за собой дверь. Через несколько минут было слышно два выстрела подряд», – рассказал глава СБУ. Объясняя, как Кравченко мог застрелиться дважды, Турчинов сказал следующее: «Экспертиза и осмотр тела показали, что это достаточно логично. В первый раз Юрий Кравченко выстрелил себе в подбородок из своего личного оружия. Но в последнее мгновение, наверное, все-таки рука дрогнула, и пуля вылетела через рот. Этот выстрел был далеко не смертельным. Он даже не был тяжким. После этого он выстрелил себе в правый висок», – пояснил глава СБУ. При этом он не стал комментировать заявления экспертов, утверждающих, что первым выстрелом Кравченко нанес себе очень тяжелую травму и вряд ли после этого был способен выстрелить в себя повторно. Не стал глава СБУ комментировать и появившуюся в пятницу информацию, что одной и отрабатываемых версий причин смерти бывшего главы МВД стал выстрел снайпера.
О том, что такая версия отрабатывается, сообщили сразу несколько представителей правоохранительных органов. Турчинов, правда, подчеркнул, что на данный момент версия о самоубийстве генерала является предварительной, однако «ее подтверждает предсмертная записка, написанная его рукой, которая была найдена в его кармане». Глава СБУ уклонился от ответа, что конкретно было в записке. Однако пояснил, что она сыграет крайне важную роль в продолжении расследования дела Гонгадзе: «Она достаточно много дает следствию. Эта записка касается конкретных людей, которые также являются подозреваемыми по этому делу. Она дает возможность следствию предусмотреть дальнейшее направление расследования», – сказал Турчинов. Зато глава СБУ честно ответил, какой статус был у Кравченко в рамках дела Гонгадзе. «Кравченко был подозреваемым по делу Гонгадзе, он был одним из основных подозреваемых, именно вокруг этой темы должен был проходить допрос», – заявил Турчинов. Из этого можно сделать вывод, что бывшего министра ждал арест, если бы он приехал в пятницу на допрос в генпрокуратуру. Видимо, он это прекрасно понимал.
Впрочем, слова Турчинова о том, что Кравченко был одним из основных подозреваемых в деле Гонгадзе, поспешили опровергнуть генпрокурор Святослав Пискун и президент Украины Виктор Ющенко. В интервью еженедельнику «Зеркало недели» Пискун заявил в частности, что у него не было оснований для задержания бывшего главы МВД. «Кравченко вызывался на допрос в качестве свидетеля», - пояснил генпрокурор. О том, что следователи не располагали доказательствами вины Юрия Кравченко в деле об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, и поэтому не имели оснований для задержания бывшего министра внутренних дел, заявил сегодня и Ющенко. По его словам, «ни одно из свидетельств, имеющихся у следователей, не указывало на обстоятельства ареста Кравченко».
Несмотря на смерть единственного человека, который мог дать показания о причастности к убийству Гонгадзе Леонида Кучмы (записи майора Мельниченко свидетельствуют, что именно к Кравченко Кучма обратился с просьбой организовать похищение журналиста), власти Украины почему-то с оптимизмом смотрят на дальнейшие перспективы расследовании этого дела. И Ющенко, и Пискун, и Турчинов заявили о том, смерть Кравченко не приостановит ход следствия. При этом глава СБУ загадочно обронил, что Кравченко «достаточно оставил, чтобы цепочка не прервалась». Турчинов пояснил, что у следствия «есть версии о главных заказчиках», но называть фамилий не стал. «Их достаточное количество», - все, что он согласился об этом сказать.
Комментируя заявление Григория Омельченко о возможной угрозе жизни Леонида Деркача, Николая Азарова и Игоря Бакая, Александр Турчинов подчеркнул, что если со стороны генеральной прокуратуры будут приняты какие-либо решения, то СБУ обеспечит им либо охрану, либо арест. Впрочем, это не касается Игоря Бакая, так как, по информации главы СБУ, он находится на территории России. «Мы не можем выполнять специфические задания на территории России», – подчеркнул Турчинов. Что касается ожидаемого в субботу возвращения бывшего президента Украины из Карловых Вар в Киев, чтобы ответить на вопросы прокуратуры как по делу Гонгадзе, так и в связи со смертью Кравченко, то Турчинов заявил о готовности выполнить в отношении Леонида Кучмы любое поручение генпрокурора. То есть либо предоставить ему охрану, либо взять под стражу.