Кто будет следующим? Такой вопрос задают себе и в Киеве, и в Баку, пишет французская "Le Figaro". На Украине самоубийство бывшего министра внутренних дел Юрия Кравченко может стать только прелюдией к другим смертям. Его тело было обнаружено в пятницу утром в его загородном доме в Конче-Заспе. Человек, обвинявшийся в том, что, если и не был заказчиком убийства журналиста Георгия Гонгадзе 16 сентября 2000 года, то, по крайней мере, был его подстрекателем, вызывался генеральной прокуратурой в качестве свидетеля. Он должен был явиться туда вчера в 10 часов. В Азербайджане 2 марта тоже произошло убийство, заставившее призадуматься СМИ.
Был убит 37-летний оппозиционный журналист Эльмар Гусейнов. Как и в начале 90-х годов, когда дня не проходило, чтобы не убили журналиста, банкира, предпринимателя или политика в том или ином городе на постсоветском пространстве, смерть снова бродит по окраинам почившей в бозе империи. Похоже, и правительства поражены тем же синдромом страха. 'Оранжевая революция' представляется им чем-то вроде эпидемии, которая бродит из столицы в столицу. Они в ужасе.
И усердные служители государств, где попирается право, видят себя на месте Юрия Кравченко, с пистолетом в руке и пулей в виске. Украинский президент Виктор Ющенко не пролил слезу по поводу самоубийства бывшего министра внутренних дел: 'Каждый сам делает выбор - либо сотрудничать с судом (...), либо самому вынести себе приговор'. Юрий Кравченко был вернейшим из верных бывшего главы украинского государства Леонида Кучмы. После убийства Георгия Гонгадзе оппозиция обвиняла именно его. С тех пор лагерь оппозиции постоянно донимал власть. В декабре прошлого года 'оранжисты' выиграли дело. Закрыто ли дело Гонгадзе? Для близких журналиста и речи быть не может о том, чтобы удовлетвориться 'самоубийством' Кравченко.
Адвокат семьи убитого Андрей Федур сомневается и по поводу смерти Кравченко, 'упрямца, который многое знал', и по поводу самого расследования. 'Смерть основного свидетеля, говорит он, - не должна дать генеральной прокуратуре повод закрыть дело'. 'Оранжевая революция' на Украине открыла ящик Пандоры.
Другие уголовные дела ждут своего завершения. В большинстве стран бывшего Советского Союза, являющихся сейчас членами СНГ (Содружества Независимых Государств), как в детективных романах, шкафы полны трупов. Повсюду независимая пресса, если ей удалось выжить, пытается их эксгумировать. По стечению роковых обстоятельств, журналисты находятся на переднем крае и оказываются жертвами давления, угроз, а то и худшего. Пять лет тому назад Георгий Гонгадзе поплатился жизнью за расследование тайных связей между миром политики и миром организованной преступности.