Грузинский парламент окончательно определился с российскими военными базами: после 2006 года чтобы и духу их в стране не было, пишут Грани.Ру. А если двусторонние переговоры о выводе российских войск из Грузии в течение ближайших двух месяцев не приведут к соглашению, Тбилиси грозит объявить российские военные базы "вне закона" и принять жесткие меры, крайне затрудняющие их функционирование. Итак, вопрос обострился до крайности. Нежелание Грузии мириться с военным российским присутствием - факт, спорить с которым бесполезно. С ним надо просто жить и с его учетом строить отношения с новой Грузией. Без иллюзий насчет вековой привязанности грузин к "старшему брату" и сумеречных заявлений типа "у нас есть свои рычаги давления на Тбилиси" (автор - сенатор Михаил Маргелов).
О дружбе под давлением, как видим, грезит и российский Генштаб. Вот перекроем им газ, отключим электричество, перестанем пить их вино - вмиг поумнеют. То есть г-н Балуевский, которым, поверим, движет забота о своих подчиненных, уверен, что в условиях энергетической блокады и вообще жесткого давления на Грузию российские военные заживут там куда комфортнее, население их сразу полюбит, а руководство страны начнет с них просто-таки пыль сдувать. Ну а если наоборот? Знает ли главный мозг российской армии, как тогда укреплять международный авторитет своего отечества? "Случайными" залетными ракетами, обстрелами грузинских погранзастав, показательным братанием с сепаратистами в Сухуми и Цхинвали? Чтобы уж окончательно пробудить у грузин сильное чувство к великому соседу.
Сегодня Тбилиси настаивает на выводе баз уже в 2006 году. Москва хотела бы присутствовать в Грузии как минимум до 2008 года. Тбилиси имеет виды на оружие и боевую технику группировки. Москва ни патрона не намерена оставлять грузинам. Тбилиси подумывает, а не взять ли земельный налог за аренду полигонов начиная с 1999 года. Москва, понятно, против. Эти и десятки других конкретных вопросов вполне обсуждаемы. Равно как и въезд на территорию Грузии российского командующего. Но когда одна из сторон начинает напяливать на себя мундир великодержавности, разговор не клеится. Вроде очевидная вещь. Но рекомендации Генштаба родились не на пустом месте - Балуевский просто повторяет зады путинской дипломатии, в которой высшим классом считаются апломб и запугивание.