«Мы освободили Румынию, Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Австрию, большую часть Югославии, Польшу», - говорят русские, пишет британская "The Scotsman". На деле же эти страны - за исключением Югославии и Австрии - были захвачены Советским Союзом, и почти полвека, до самого крушения коммунизма, фактически находились под его оккупацией.
Так что слово «освобождение» в этой связи, мягко говоря, крайне неуместно. Русские игнорируют соучастие СССР в развязывании второй мировой войны. Их страна заключила с Германией секретное соглашение о разделе Польши еще до того, как война началась. Или захват Красной Армией восточных регионов Польши в 1939 г. тоже следует считать «освобождением»? 9 февраля 1940 г. началась первая волна депортации поляков из оккупированной Советским Союзом части Польши.
Пронизывающе холодным ранним утром их затолкали в вагон для скота. Сегодня это назвали бы этнической чисткой: почти два миллиона поляков, как скот, вывезли в отдаленные районы Сибири, где они пережили неисчислимые лишения и страдания в качестве рабов сталинского коммунистического режима.
Пожелали бы русские чтобы эти события получили достойное отражение в исторических трудах? Упомянули они о том, что три четверти угнанных в неволю поляков погибли либо по пути, либо в лагерях, либо в ходе отчаянной попытки обрести свободу в оккупированном союзниками Иране? Однако все советские и теперь российские историки обходять молчанием и неприглядные моменты, связанные с участием СССР во второй мировой войне.