В декабре прошлого года Международное энергетическое агентство предупредило Европейский Союз о том, что его зависимость от российского газа подвергает риску энергетическую безопасность Европы. Как пишет американская "The Wall Street Journal", такая ситуация опасна, в ней отсутствует необходимость, и Европа должна принять срочные меры для нормализации положения. По состоянию на сегодняшний день около 47 процентов поставок природного газа в Германию осуществляет Россия.
Для ряда других стран, недавно вступивших в ЕС, таких как Словакия, этот показатель составляет уже 100 процентов. Любой случайный или преднамеренный срыв поставок может вызвать огромные последствия. Хотя энергетический альянс с Россией чрезвычайно важен и имеет оправданное практическое значение, надо признать, что Москва рассматривает торговлю энергоносителями в качестве возможного средства давления на независимые государства.
Подобным же образом, сегодняшняя политическая вежливость в отношении России, испытывающей дефицит демократии и продолжающей конфликт в Чечне, льет воду на мельницу обвинений в том, что мы придержали свои языки в обмен на газ. Государства-члены ЕС должны дополнять существующие энергетические альянсы новыми договорами о стратегическом партнерстве с другими регионами, такими как регион Каспийского моря и Западная Африка. Это позволит Европе обеспечить доступ к их рынкам энергоресурсов еще до того, как данный потенциал задействуют другие импортеры энергоносителей.
Это реальная конкуренция. В начале января Иран дал согласие поставлять в Индию газ в течение следующих 25 лет. Диверсификация также означает освоение ресурсов путем строительства новых трубопроводов и терминалов по сжижению природного газа. Это позволит большему числу стран ЕС, имеющих выход к морю, занять свое место на развивающемся рынке сжиженного природного газа вне зависимости от существующей сети трубопроводов.
В феврале компания Shell значительно расширила свое сотрудничество в области сжижения газа с Катаром. Европейские государства также должны внести свой вклад в диверсификацию путем создания благоприятной атмосферы для частных инвестиций в инфраструктуру топливной энергетики. Если Европа наконец начнет рассматривать безопасность поставок энергоресурсов как стратегическую задачу своей внешней политики и политики в сфере безопасности, у нас не будет повода для беспокойства за свое будущее.