Отец сказал, что он несколько лет наблюдал, как его дочь, которой сейчас 16 лет, все глубже погружается в мусульманскую религию своей семьи. В 14 лет она начала носить чадру и преподавать на религиозных курсах в разных мечетях города.
Год назад он ушла из своей школы на Манхэттене, потому что, как сказал представитель школы, ей были неприятные обычные подростковые шуточки. Она заявила родственникам, что хочет ходить в исламскую школу для девочек, а когда выяснилось, что семье это не по карману, она решила учиться дома.
Отец, торговец часами из Бангладеш, которому спустя 13 лет после нелегальной иммиграции в США больше нравится американское образование, чем молитвы, говорит, что требовал, чтобы дочь вернулась в школу.
Прошлой осенью девушка, которая любит смотреть индийские мыльные оперы и ходить по магазинам с подругами, ошарашила отца и мать просьбой разрешить ей выйти замуж за молодого американского мусульманина, которого родители никогда не видели, а она сама едва знала. Отец ответил отказом на брачные предложения, которые сделал ему отец молодого человека, позвонивший из Мичигана.
Спустя несколько месяцев, когда девушка впервые в жизни не пришла домой ночевать, отец, опасающийся тайного бегства, обратился за помощью в полицию.
Об этом решении он глубоко сожалеет. Сегодня власти называют его дочь и еще одну 16-летнюю девушку потенциальными террористками-смертницами и держат их в центре временного содержания нелегальных иммигрантов в Пенсильвании. Он уверен, что его обращение в полицию стало причиной расследования ФБР, которое закончилось документально зафиксированным заявлением, что девушки "представляют угрозу безопасности США, поскольку они планировали стать террористками-смертницами". Родственники и друзья называют это абсурдом.
В документе, предоставленном New York Times федеральным агентом в среду, ничего не говорится о доказательствах. Добиться комментариев от нескольких ведомств, включая иммиграционную службу, ФБР и полицейское управление Нью-Йорка, не удалось.
О второй девушке почти ничего неизвестно. Мать девушки из Бангладеш, ссылаясь на слова дочери, говорит, что они впервые увиделись после ареста. Когда вторая девушка, которая вместе со своей гвинейской семьей ждет депортации, заметила чадру, она обратилась к девушке из Бангладеш с обычным мусульманским приветствием, и федеральные агенты, по-видимому, решили, что они подруги. Теперь они обе находятся в Пенсильвании.
В документе о второй девушке говорится, что она и ее родители нелегально иммигрировали в США вскоре после ее рождения, что у нее четверо братьев и сестер, имеющих американское гражданство, и что ее отец подвергся задержанию за нарушение иммиграционных правил. Имена девушек не называют, поскольку они не достигли совершеннолетия и не обвиняются в преступлениях.
Дело девушки из Бангладеш назначено к рассмотрению на сегодняшнее утро в Йорке, Пенсильвания, но власти попросили, чтобы слушания были закрытыми, основываясь на письменных показаниях куратора антитеррористического подразделения Нью-йоркской службы ФБР. Дело обнажает проблемы, грозящие любому, кого обвиняют всего лишь в нарушении иммиграционных правил, но начинают против него расследование в связи с терроризмом, отмечают юристы.
Сроков задержания за нарушение иммиграционных правил нет, так что не властям придется доказывать, что девушки являются террористками-смертницами, а напротив, девушкам – что они ими не являются.
Ни им, ни их представителям не объявляют, что послужило основанием для обвинения, так как следователи ФБР получили в иммиграционном суде специальный ордер, подписанный Джеффри Бубьером, главным юристом министерства внутренней безопасности Филадельфии.
У девушек нет права на назначаемого судом адвоката, и, как явствует из документа, семья гвинейской девушки адвоката не пригласила.
Отец девушки из Бангладеш, продающий оптом дешевые часы и зарабатывающий, по его словам, меньше 16 тыс. долларов в год, нанял нью-йоркского адвоката по иммиграционным делам за 2,5 тыс. долларов. Но адвокат отказался присутствовать на первых слушаниях и подал ходатайство с просьбой решить с ним все вопросы по телефону в связи с "нехваткой времени".
Сейчас семья ищет другого адвоката.
В интервью мать девушки из Бангладеш заявила, что у ее дочери были проблемы из-за религии в школе и это привело к тому, что она записалась на курс заочного обучения. По ее словам, девушка приходила из школы в слезах, потому что там отпускали обидные шутки по поводу ее мусульманского платья.
Но школьный координатор Карен Хандли сказала, что среди учеников есть представители многих национальностей и религий, и все они прекрасно ладят друг с другом.
"Она держалась особняком", – заявила Хандли, добавив, что школа старалась уважать ее религиозные принципы. Например, когда девушке надо было сфотографироваться на удостоверение личности, координатор сделала фотографии сама, чтобы в помещении не было мужчин.
Но хотя у девушки были хорошие отметки, она не могла выносить особенностей совместного обучения мальчиков и девочек. Однажды она несколько дней не ходила в школу после того, как услышала разговор двух девушек, обсуждавших парня одной из них.
"Многое из того, что делали другие ребята, оскорбляло ее религиозные чувства", – сказала Хандли, назвав в качестве примера шутки по поводу фильмов и уроки, на которых упоминались презервативы.
Но, по ее словам, ничто в поведении и высказываниях девушки не несло оттенка угрозы.
17-летняя девушка, согласившаяся на разговор при условии, что будет названо только ее имя Шахела, сказала, что она тоже учится дома и они с девушкой из Бангладеш были "близкими подругами". Она считает чудовищной ошибкой то, что ее подругу называют смертницей.
Их трехлетняя дружба вращалась вокруг ислама, они даже начали изучать арабский язык и преподавать ислам молодым женщинам в двух мечетях. "Мы говорили о том, чтобы уехать в Палестину, о террористах-смертниках, я знаю, что она была решительно против этого", – сказала Шахела.
Матери девушки из Бангладеш все эти события кажутся нереальными. Когда 4 марта в доме появились следователи, она не поняла, что это агенты ФБР, поскольку они представились сотрудниками молодежного центра помощи семьям, и что их визит связан с обращением отца в полицию. Она разрешила агенту-женщине подняться наверх и поговорить с ее дочерью.
Спустя 20 дней представители иммиграционной службы приехали на рассвете и увезли девушку. По словам матери, девушка играла со своим 4-месячным братишкой, помогала заботиться о других детях, которым 14 и 11 лет.
Во время краткого свидания в центре, где содержится девушка, дочь рассказала матери, что следователи из ФБР предупредили: если она не признается в связях с террористами, младших детей, являющихся гражданами США, отправят в приемные семьи, а ее родителей вышлют в Бангладеш.
"Я больше не хочу здесь жить, – заявила мать. – Я всегда думала, что в этой стране моим детям лучше, но теперь, – она разразилась рыданиями. – Ей только 16 лет. Пожалуйста, помогите мне".
The New York Times