Сегодня, в день рождения Первого Президента свободной Ичкерии Джохара Дудаева, на память приходит неоднократно им повторенная фраза: "Мечтаю дожить до того времени, когда стану рядовым чеченцем". Ненавистники Джохара из числа прислуживающих русским холуев злобно шипели: никогда, дескать, он не распрощается со своим президентством, даже когда Чечня станет общепризнанным независимым государством.
Конечно, русские лакеи вкладывали в эти слова смысл, отражающий их собственное мировоззренческое убожество, зацикленное на власти, брошенной им кремлевским хозяином как кость псам, и на деньгах, являющихся иудиными сребрениками - платой за предательство. Как этим жадным червям, копошащимся в израненном теле Отчизны, было постичь, что Джохар хотел этим сказать. А Джохар хотел сказать, что он и есть самый рядовой чеченец, и не ему следует снизойти, а наоборот - многим чеченцам следует подняться до его уровня, до уровня подлинно свободного человека, до уровня Къонаха. Он деликатно, не желая никого обидеть, высказал свое искреннее пожелание. И это совершенно явственно для всех, чьи взоры и сердца не слепы.
Джохар всегда в словах и поступках пытался соответствовать почетному званию "нохчи", и это, конечно, категория не столько этническая, сколько нравственная, воплощенная в преемственности, в породе, в том, что чеченцы называют "къонахалл". Дух предков передается от поколения к поколениям, но подлинным восприемником этого духа может считаться лишь тот, в ком живут Честь и Достоинство, Справедливость и Совесть. Мне неоднократно приходилось слышать, как чеченские старики, выражая высшую похвалу Джохару, говорили: "Шен да Муса санна къонах ву и!" ("Он такой же къонах, как и его отец Муса!").
Носителям культур, далеко ушедших от рыцарских традиций, трудно понять в полной мере, насколько ценны для чеченца подобные слова, когда мерилом его доблести и чести становятся признанные народом высокие нравственные качества его отца и более отдаленных предков. И мечта Джохара увидеть времена, когда он станет "рядовым чеченцем", воплотилась еще при его жизни, потому что огненное дыхание войны очистило его окружение от всего человеческого мусора, оставив рядом с ним таких же къонахов, таких же рыцарей чести и отваги, как и он сам. Тех, кто по сей день не забыли и никогда не забудут последний завет, с которым их лидер ушел из этого мира бессмертным Шахидом: "До конца доведите начатое дело".
Адлан Бено
*********
На небосклоне юга империи,
На небосклоне гор Кавказа
Взошла звезда свободы,
Взошла звезда Джохара.
Бешеные собаки,
Озверевшие люди,
Подонки, с закрытыми глазами,
Оглохшие и немые,
Набросились по закону
Подлости и закону тьмы
Делать несовершимую
Работу - снять с неба
Кавказскую звезду - Ичкерия.
Эта Звезда лишала их разума,
Эта Звезда отняла у них
Остатки совести,
Эта Звезда превращала их
В быдло человеческое,
Она превратила их
В стадо бизонов,
Которое все сметало
И уничтожало.
А Звезда все ярче и ярче
Сверкала,
Особенно после развеянного
Ветром дыма пороха -
И только этот запах
Стадо понимало.
Это стадо подыхало от
Этого запаха,
Это стадо не могло дышать,
Это стадо не могло спать,
Это стадо погибало.
И хитрый начальник стада
Стал улыбаться
И сам стал упрашивать:
"Уберите свою Звезду!
За это мы вас погладим
И отдадим вам все -
Что у нас самих нету!".
И вы ответили:
"Не для того был Джохар,
Чтобы мы звезду сняли
И чтобы свою гордость забыли.
Не для того мы шесть
Лет назад учиться начали".
И прикрепил чеченский народ
К своей Звезде
Надпись, несмываемую кровью:
"Нохчийчо! Нохчийчо! Нохчийчо!"
И святые слова "Аллах Акбар!".
Альгирдас Эндрюкайтис (перевод с литовского).