Истерика в российском политикуме по поводу ареста после «Чернобыльского шляха» в Минске 14-ти россиян продолжает раскручиваться. Арестованных, как известно, отпустили. Так как принадлежали они в основном к молодежным отделениям «Яблока» и СПС, то истерика имеет такую конфигурацию: Яблоко и СПС всячески критикуют режим Лукашенко, называют его фашистским, проводят у беларусского посольства и российского МИДа митинги, - а власть вяло отбрехивается от слишком уж агрессивных «наездов», могущих серьезно поссорить два режима.
Конечно, режим Лукашенко, - мягко говоря, не подарок. Жестокость, с которой минский ОМОН с 1996 года регулярно разгоняет оппозиционные шествия, хорошо всем известна. О пропаже (то есть, уже доказанном тайном убийстве государством) известных оппозиционеров тоже знает весь мир. Лукашенко и его министры не зря объявлены невъездными на территорию Евросоюза.
Но и российская оппозиция в лице разных «яблок» и иже с ними, - те еще фрукты. Еще с ельцинских времен «Яблоко», СПС и прочие подобного толка силы в России представляли ситуацию так: демократическая, прогрессивная, свободная (!) Россия не должна дружить с фашистским, тоталитарным, коммунистическим и т.п. режимом Лукашенко. «Тоталитарная Беларусь несет угрозу российской демократии». Угрозы Беларуси и ее независимости со стороны России эти господа не замечали совершенно. Но это говорилось в те времена, когда Россия имела еще хоть какие-то основания считать себя свободной и демократической, т.е. до 2000 года.
Сейчас в России правит осатанелая от крови чекистская банда, оставившая далеко позади режим Лукашенко со всеми его скромными (по нашим нынешним меркам) преступлениями. Но, как известно, человеческое сознание всегда сильно отстает от смены событий.
Еще в начале путинщины СПС предложил - неожиданно для многих, - чтобы Беларусь просто вошла в состав России шестью областями, полностью утратив при этом свою государственность. В 2002 эта идея стала уже официальной точкой зрения Кремля, - Путин именно такой «вариант интеграции» официально предлагал уже Лукашенко на переговорах. Именно с этого момента, с августа 2002 года, беларусский президент перестал быть московским агентом, каковым он был с самого начала своей власти, когда подписывал все «союзные договора» с Россией, и перешел в стан «незалежников».
В нынешних проклятиях наших «демократов» «фашистскому режиму» в Минске ясно слышится все та же нотка: мы - хорошие, а вот они там, в Минске, - плохие. У них - уже полный фашизм, а у нас - еще нет. А некоторые идут и еще дальше, рассуждая в приватных разговорах: мол, разделаемся со своей диктатурой - двинемся на танках освобождать Беларусь от фашизма...
Думается, эти «освободительные» российские танки будут встречены со стороны сознательных беларусов огнем из всех стволов, в лучших традициях знаменитой «беларускай партызанки» времен Второй Мировой. И это будет вполне справедливо. Причем совершенно независимо от того, кто именно в этот момент будет сидеть в Кремле...
Говорят, что инициатором отправки колонны к резиденции Лукашенко был лидер «Молодежного Яблока» Илья Яшин. Человек, еще в 2001 году не скрывавший в личных разговорах, что пришел в «Яблоко» «делать карьеру». И его шеф Митрохин - заместитель Явлинского по партии - тут как тут: избит и задержан милицией на митинге у беларусского посольства в Москве, приговорен судом к штрафу...
Выборы в России еще не скоро, только в 2007 году, но набирать очки и «пиариться» надо уже сейчас. Благородный герой Митрохин, отважно пошедший под ментовские дубинки - сразу и против лукашенковской диктатуры, и против путинской, - будет, естественно, избирателю в 2007 милее, чем Митрохин небитый. А по другому, - без выборов, без мягких думских кресел и зарплаты, эти «оппозиционеры» работать не умели никогда. И, кстати, судя по частоте упоминаний в СМИ, нахрапистый заместитель Митрохин уже практически оттер на задний план своего непосредственного шефа, председателя «Яблока» Явлинского, - вечного неудачника.
«Бойтесь данайцев, дары приносящих». Российские «молодые демократы» приехали в Минск на «Чернобыльский шлях» - выразить солидарность с беларусской оппозицией против режима Лукашенко. Ну, хорошо, допустим, пройдет еще несколько лет, уберут в Беларуси Лукашенко, в России Путина. А дальше что? Лукашенки приходят и уходят, а главной ценностью беларусского народа остается его независимость, его собственное государство, впервые за долгие 200 лет российского колониализма созданное в 1991 году. А в России, между тем, НИКТО - ни в политикуме, ни тем паче среди простого народа, - за все эти 14 лет так и не признал всерьез необратимость распада СССР и независимость бывших русских колоний. Никто! - включая и всевозможных «либералов» и «демократов», мечтающих все-таки больше не о священной демократической солидарности с братским беларусским народом, а о голосах своего, российского народа на выборах. Голосах великодержавно-шовинистических, ностальгирующих по советской империи, - ибо других в России, увы, нет.
И что же? Опять последуют предложения «войти в состав России шестью областями», - с сопутствующими демонстрациями электорату усилий российских «демократов» по «собиранию русских земель»? Каков глубинный подтекст всех этих приездов «молодежных яблочников» и пр. в Беларусь, их участия в оппозиционных митингах, всей их политики на «беларусском фронте»? Чего, собственно, они от беларусов хотят, и что предлагают?
Как ни всматривайся - кроме приглушенного, затаенного, но все так же хорошо знакомого великодержавного шовинизма, ничего там не видно. Раньше «старший русский брат» просто учил «младших братьев» жить. Теперь получается, что русские демократы, приезжая в Минск или митингуя у посольства в Москве, как бы учат «младших братьев» беларусов борьбе за демократию. Учат, как и прежде, сверху, этак покровительственно. Априори считая, что в Минске режим более фашистский, нежели в Москве. При этом как-то так само выходит, что вопрос наличия или отсутствия «демократии», вопрос качеств политического режима для них имеет абсолютное, самодовлеющее значение, - а вот вопрос наличия или отсутствия самой беларусской государственности как таковой им совершенно безразличен. В глубине души они все равно искренне считают, что если в России окажется больше демократии, чем в Беларуси, то беларусам стоит просто присоединиться к России. Зачем, мол, им какая-то там собственная государственность. Тем более, все равно от нашего газа зависят.
Вспоминается такой характерный эпизод: 12 июня 2002 года, в день независимости России, молодежный СПС в полном составе пришел митинговать у посольства Беларуси против режима Лукашенко. Оформлением митинга являлись пара растяжек-транспарантов типа «STOP LUKA!» и... множество российских триколоров, которыми собравшиеся активно махали в направлении посольства. Не бел-чырвона-белыми, как естественно было бы, - а именно российскими. Что они хотели этим сказать - придя в день независимости РОСИИ махать РОССИЙСКИМИ триколорами у посольства чужой страны? Слова говорились все правильные, обличительные, - но подтекст, message, так сказать, был вполне однозначным. Если он не был шовинистическим и имперским, - то, что тогда такое вообще империализм и шовинизм?..
Между тем, у юных СПС-овцев не было ни малейшего повода демонстрировать беларусам якобы превосходство России над Беларусью в области демократии и свободы. Так как был, повторимся, 2002 год, разгар путинщины, уже добрая сотня тысяч мирных жителей была убита путинскими карателями в Чечне, и т.д. Но этот эпизод подтвердил, что даже самый «демократичный» и «либеральный» русский в отношении «младших братьев» из бывших колоний всегда был и остается в душе (даже сам того не понимая) великодержавным шовинистом...
Беларусской оппозиции стоило бы твердо помнить, что лукашенки приходят и уходят, а вот Россия, как извечный враг и поработитель, как постоянная, непреходящая угроза с Востока, остается. Причем ее враждебность совершенно не зависит от способа правления в самой России - демократия ли там, монархия или советская власть. Просто надо усвоить: русские почему-то все, что они однажды захватили силой, автоматически продолжают считать своим; поэтому слова «Россия» и «угроза независимости Беларуси» есть полные синонимы. Поэтому надо быть разборчивее в друзьях из России. И помнить, что без этой самой России не было бы никакого Луки, как и всех прочих бед беларусского народа за последние 200 лет.
И, как мудро сказал Зянон Пазьняк, любая «оранжевая революция» в Беларуси может быть только бел-чырвона-белай. Лишь при этом условии она будет действительно революцией. Никакие другие цвета, кроме цветов беларусского национального знамени, решительно не подходят, и цвета российского триколора - меньше всего!
Борис Стомахин,