Кровавые события в Узбекистане вновь заострили внимание к теме роли США в Средней Азии и причин, по которым Вашингтон поддерживает диктаторские режимы этого региона. Так, по мнению бывшего посла Великобритании в Узбекистане Крейга Мюррея, Вашингтон заинтересован в военных базах на этих территориях и в источниках сырья, которые США намерены контролировать единолично. При этом Мюрей называет лишь газ и газопроводы, обходя стороной другой важный источник заинтересованности американцев.
Сегодня в Узбекистане добывается обогащенный уран, для получения которого имеется крупная минерально-сырьевая база. Разведанный уран в Узбекистане находился на уровне 10 процентов запасов или 15 процентов рентабельных по отработке запасов от общих запасов в бывшем СССР, что составляло 120 тысяч тонн. Это обеспечивает его добычу еще как минимум в течение 50-60 лет. Причем здесь добыча осуществляется наиболее эффективным способом - путем подземного выщелачивания.
В республике сосредоточено 40 месторождений с большими запасами урана, основу же узбекской урановой базы составляют 27 месторождений, находящихся в пустыне Кызылкумы. В середине 90-х годов геологи государственной геологической партии «Кизилтепагеология» открыли самое крупное в Центральной Азии месторождение Учкудук. После этого специалисты МАГАТЭ сделали переоценку общих ресурсов урановых месторождений и подтвердили, что они находятся на уровне 230 тысяч тонн урана.
Республика занимает третье место в мире по продаже и пятое место по добыче урана. Статистика этой добычи весьма красноречива: если в 1991 году узбеки добыли 2095 тонн урана, в 1992 году - 2700 тонн, а 1993 -- 3050 тонн, в 1994 году - около 3000 тонн. Затем происходит спад: в 1996 году добыча упала до 1700 тонн. В первую очередь это было связано с тем, что до 1997 года Узбекистан имел очень жесткие ограничения по поставкам урана на американский рынок - основной экспортер узбекского урана.
С 1992 года хозяином на узбекском урановом рынке стала американская компания «Никем», которая пользуется монопольным правом экспорта узбекского урана в США. Компания «Никем» добилась от департамента торговли США увеличения квоты на экспорт урана из Узбекистана. Это разрешение действует с 1996 года, что позволили поднять уровень ежегодной добычи урана в Узбекистане до стабильных 3 тысячи тонн в год.
Американцы стремятся заполучить узбекский уран еще и потому, что он один из самых дешевых в мире. Так, урановый концентрат, который выпускается на Навоийском горно-металлургическом комбинате, в силу применяемой высокоэффективной технологии дешевле американского примерно в 2-2,5 раза. Это позволило комбинату увеличить добычу урана на 50 процентов.
Ислам Каримов понимает силу и мощь уранового оружия как фактора давления на Россию путем предоставления новых преференций Соединенным Штатам. Одновременно он стремится распространить свое влияние на урановые рудники и комбинаты в Таджикистане, в первую очередь в Ленинабадской области. К тому же четверть населения Таджикистана, как известно - узбеки, которые неплохо организованы и имеют свои вооруженные отряды. Для давления на Рахимова используется также «газовая труба». В середине 90-х годов, когда Рахимов заартачился, Каримов поступил просто: перекрыл поставки газа. И вскоре получил в аренду сроком на 50 лет одно из таджикских предприятий по выработке серебра.
Так что бывший британский посол знал, о чем он пишет, заявляя, что Каримов - это человек Джорджа Буша в Средней Азии. Не зря в американской администрации нет ни одного высокопоставленного чиновника, который бы в свое время не говорил с похвалой в адрес Каримова. Кроме того, США ежегодно оказывают помощь ташкентскому диктатору на несколько сот миллионов долларов. Так по данным экс-посла, в 2002 году США оказали Узбекистану помощи более чем на 500 миллионов долларов, в том числе, 120 миллионов военной помощи и 80 миллионов помощи в сфере безопасности. Этот уровень практически сохраняется по сей день.
Поэтому народ Узбекистана может умирать и дальше. Цена ему невелика, и до него нет никому дела. Разве только узбеки, наконец, это поймут и начнут действовать соответственно, избавившись от многочисленных демократических болтунов.
Муса Стоун