Убийство мирных жителей в Чечне прощается

Убийство мирных жителей в Чечне прощается

В Чечне убивать по приказу – не преступление. Для российских солдат, разумеется. Такое заключение можно было сделать после оглашения вердикта суда в Ростове-на-Дону, оправдавшего трех офицеров и рядового военнослужащего военной разведки (ГРУ). Они обвинялись в убийстве шести мирных чеченцев, в том числе беременной женщины, в Шатойском районе. Суд первой инстанции уже оправдал этих людей в апреле 2004 года, но Верховный суд отменил это решение и дело было передано для нового судебного рассмотрения. В обоих случаях оправдательный приговор был вынесен присяжными.

Суд присяжных был введен в России при президенте Путине, и на его введении настаивало гражданское общество, считая, что это смягчит судебную систему, страдающую от произвола. Дважды присяжные решили поверить капитану Ульману и его сослуживцам, заявившим, что они действовали по приказу начальства.

В связи с инцидентом, имевшим место 11 января 2002 года, истрачено уже много чернил. Ее подробно описала независимая российская журналистка Анна Политковская в своей книге "Чечня: позор России". "Произошло следующее, – пишет она. – 11 января 2002 года в Шатойском районе под ослепительным зимним солнцем, на дороге между селами Дай и Нохчи-Келой десять бойцов элитного подразделения ГРУ расстреляли шесть человек, ехавших на джипе, и сожгли их тела...". Среди погибших, оставивших после себя 28 сирот, были директор Нохчи-келойской школы, "самый уважаемый в селе человек", и многодетная мать, беременная восьмым ребенком: в тот день она как раз возвращалась из женской консультации.

Приказ по рации. Обвиняемые никогда не отрицали, что они убили этих мирных жителей. По их словам, те отказались остановить машину на блокпосту, несмотря на предупредительные выстрелы. (Один пассажир был убит, еще двое ранены. – Прим. ред.). И тогда военнослужащие, как они сами говорят, получили по рации приказ добить раненых. "Тут главное – вера в командира и дисциплина", – заявил капитан Ульман, слова которые были приведены на сайте правозащитного российского общества "Мемориал". – Если бы нам приказали нести этих раненых людей на руках до Ханкалы, мы несли бы", – добавил он.

Со своей стороны, начальники четверых военнослужащих дружно отрицают, что отдали приказ о массовой казни. Никаких санкций к ним не применялось. Так российская юстиция умудрилась одновременно оправдать обвиняемых – поскольку они выполняли приказ, и обелить их начальников – поскольку они такого приказа не отдавали. Она не прислушалась к прокурору – единственному, кто заявил, что "ни один устав не предусматривает расстрела не только мирного населения, но и военнопленных".

"Унижение". Безнаказанность, которой пользуются российские военнослужащие в этой маленькой кавказской республике, уже 11 лет терзаемой конфликтом, приводит лишь к новым виткам насилия. Цифры говорят сами за себя. В сентябре 2004 года, выступая с докладом перед Парламентской ассамблеей Совета Европы, германский депутат Рудольф Биндиг сообщил, что в 2003 году "в военную прокуратуру поступили 799 жалоб", однако "в суды в том же году попало всего три дела".

Германский депутат в своем докладе также отметил, что родители шестерых жертв группы Ульмана, с которыми он встретился во время поездки в Чечню, "рассказали ему об унижении, с которым они столкнулись в зале суда" во время первого процесса над четырьмя бойцами ГРУ. "У них было ощущение, что присяжные, которые открыто солидаризовались с обвиняемыми, считали настоящими виновными жертв и их родственников".

В пятницу около тысячи человек собрались в центре чеченской столицы, города Грозного, чтобы выразить протест против очередного оправдательного приговора.

Элен Деспик-Попович

«Liberation»
Инопресса

© Kavkazcenter.com 2020