Президент ЧРИ Абдул-Халим Садулаев дал интервью радио «Свобода» («Маршо») на чеченском языке.
Радио Свобода: После убийства президента ЧРИ Аслана Масхадова в марте этого года его приемником стал Абдул-Халим Садулаев, который так же встал во главе чеченских вооруженных сил. Три месяца Садулаев несет на себе огромный и тяжелый груз ответственности, но он, по мнению чеченских интернет-сайтов, доказал, что успешно справляется с ней. Российские власти наоборот - утверждают, что Садулаев никому известен, что у него в руках нет реальной власти, и они стараются замалчивать его деятельность. Не останавливаясь на анализе этих двух противоположных мнений, мы решили спросить у самого Абдул-Халима Садулаева, что он думает о положении в Чечне и путях урегулирования сложившейся ситуации.
Садулаев Абдул-Халим: Ассаламу Iалайкум ва рахьматуллах! Я отвечу на вопросы "Радио Свобода", инша Аллах. В Чечне во все времена воевали против захватчиков и изгоняли их. Это происходило всегда и происходит сегодня. Ежедневно наши моджахеды проводят минно-подрывные акции на мршрутах движения российских военных колонн, у военных баз и комендатур. Такие же военные удары наносятся и по национал-предателям. Кроме того, нами всегда проводились операции против крупных военных баз противника или по захвату крупных райцентров и городов. Эта работа будет продолжена. Когда, где и каким образом - рассказывать об этом заранее не будем, так как это предмет военной дисциплины и тайны.
Интенсивность наших действий не снижается. Особенно активны моджахеды весной, летом и осенью. Зимой свои особенности, моджахеды делают акцент на минно-подрывных акциях. Сегодня наши бойцы заняты уничтожением подвижных подразделений противника. В Итум-Калинском, Шатойском, Ачхой-Мартановском, Ножай-Юртовском, Урус-Мартановском, Веденском районах, везде уничтожаются разведывательные подразделения врага, захватываются хорошие трофеи. Эта деятельность ведется ежедневно. Что касается крупных военных операций - вы о них узнаете, когда они будут проведены.
Вопрос о том, планируется ли среди этих операций акция, подобная бесланской, мне представляется провокационным. Чеченское руководство не планирует операции, подобные бесланской.
Радио Свобода: Русские генералы утверждают противоположное тому, что говорите вы. По их словам, у чеченских бойцов нет сил на проведение крупных военных операций, они, якобы, охвачено внутренними раздорами и ограничивается мелкими террористическими акциями. Как вы прокомментируете эти утверждения?
Садулаев Абдул-Халим: Это не правда. Моджахеды имеют достаточно сил для проведения любых военных операций, подчиняются единому командованию и соблюдают общую дисциплину. Это не значит, что в Чечне нет мелких самостоятельных групп, подчиняющихся своим амирам. Эти группы, помимо уничтожения русских оккупантов, иногда совершают акции и против мирных жителей России, подобные Беслану или "Норд-Осту". Такие случаи есть. Они ищут свои пути и методы борьбы.
Но кто бы не участвовал в этих группах, кто бы их не готовил и не помогал им - Шамиль Басаев или кто-нибудь другой - чеченская государственная власть и военное командование не одобряют подобные акции. Эта деятельность не согласуется с политикой чеченского государства и ГКО - Маджлисуль Шура. Чеченское руководство всегда заявляло о своей твердой позиции по этому вопросу. Этой позиции придерживался Аслан Масхадов и все мы. После гибели Аслана эта позиция не изменилась. Но мы помним также и то, что эти группы самоотверженно воюют с русскими оккупантами.
Радио Свобода: Шамиль Басаев, признав свою ответственность за "Норд-Ост", сложил с себя все официальные должности в структуре государственной власти. Хотелось бы узнать, какая у него должность в данное время, и каковы ваши с ним взаимоотношения?
Садулаев Абдул-Халим: Всем известно, что после заявления Басаева Шамиля о том, что операция по захвату "Норд-Оста" была проведена под его руководством, он подал заявление Верховному Главнокомандующему Масхадову Аслану о снятии с себя всех должностных полномочий. Это заявление было принято Масхадовым. После всех этих событий ни для кого не было секретом, да и Масхадов не скрывал этого, что Басаева не полностью был отстранен от военного командования. Ему поручали, и он успешно выполнял задачи против российских войск, а так же задачи по нейтрализации деятельности российских спецслужб.
Не задолго до гибели президента Масхадова Басаев был вновь введен им в состав чеченского руководства, это всем известно, но это не означало, что Аслан Масхадов был согласен с его деятельностью в совершении акций, подобных Беслану или "Норд-Осту". Он не раз говорил об этом с Басаевым. Руководство ЧРИ считало и считает недопустимым, в том числе и для Басаева, делать объектом нападений мирных граждан, тем более женщин и детей. Если русские убивают наших женщин, детей и стариков, то мы не можем уподобляться им, убивая в отместку их женщин, детей и стариков.
Что касается вопроса того, что у Путина, в таких случаях, есть аргументы выступать против нас, то на этом могу сказать, что Путин может говорить о нас хорошее или плохое, но мы, в свою очередь, ни разу не слышали ни одного слова и не видели ни одного действия от международного сообщества против действий Путина в Чечне. А увидеть такие действия хотелось бы.
Радио Свобода: До конца своих дней Аслан Масхадов искал путь к миру. Намерены ли вы вносить изменения в этот курс Аслана Масхадова.
Садулаев Абдул-Халим: Говоря о мире, Масхадов выражал не только свое мнение, но и мнение народа, чеченского руководства и ГКО - Маджлисуль Шура ЧРИ. В этом вопросе изменений нет.
Однако мы не согласны с тем, что протянутую нами руку Москва все время отрубает. Поэтому мы больше не будем предлагать пути, которые будут использованы врагом против нас.
Перед нами сегодня стоит важный вопрос - есть ли в России силы, заинтересованные в прекращении войны? Вот что должно всех сегодня беспокоить. Мы готовы к миру, но готовы ли к миру в России?
Война до сих пор продолжается не от того, что чеченское руководство не хочет мира, а оттого, что этого не хочет руководство России.