6 августа 1996 года чеченские вооруженные силы вошли в город Грозный (Джохар). Военное планирование и общее руководство операцией осуществлял начальник Штаба ВС ЧРИ Аслан Масхадов.
Невероятно, но факт – общая списочная численность подразделений, вошедших в нашпигованную российскими войсками чеченскую столицу, составляла всего 850 бойцов. Эти не полных два батальона смогли не только полностью парализовать все боеспособные части русских войск в городе, но и намертво блокировать любые попытки оккупационного командования отбить Грозный, несмотря на то, что со стороны Ханкалы и аэропорта имени Шейха Мансура (двух основных военных баз оккупантов) российские генералы бросали в центр города все новые и новые бронеколонны и штурмовые отряды спецназа.
Были так же блокированы попытки русских войск пробиться в Грозный со стороны Гудермеса и других направлений. Подразделения моджахедов осуществили несколько успешных засадных операций, после который оккупанты отказались от продвижения к чеченской столице. Так был блокирован эшелон с живой силой и бронетехникой, который пробивался в Ханкалу из Гудермеса, а со стороны Ингушетии моджахеды остановили и разгромили отряды спецназа, который двигался в направлении западного пригорода Грозного в поселок Черноречье. Российские колонны были разгромлены в Курчалоевском райне и блокировано передвижение оккупантов в остальных районах страны.
В ходе двухнедельных боев за город число чеченских бойцов увеличилось на несколько порядков.
О знаменитой операции «Джихад» написано не мало статей и аналитических материалов. «Кавказ-Центр» предлагает читателям дневник тех дней одного из русских оккупантов, который оказался в августе 1996 года в огненном котле моджахедов. Мы не можем судить о полной достоверности этого текста, опубликованного в свое время в книги военного преступника генерала Трошева, но приблизительную обстановку тех событий этот дневник, по мнению некоторых участников тех боев, отражает.
«…Нас обстреливают со всех сторон. При прорыве сюда ночью сожжены 3 машины (две БМП и танк). Уже сутки ведем бой. Что будет дальше - не знаю. Пока потеряли 5 убитыми и 20 ранеными. Вот еще один прибавился. Продолжу после, жарко становится.
Время 12.20. Плюс 2 убитых, о раненых не знаю. Ждем артиллерию. Что-то задерживается, хотя и обещали. Пуликовский просил держаться сутки.
15.00 Получил приказ с группой в 18 человек занять соседний дом. Пошел.
16.05. Пишу уже из этого дома. Выбили 8 дверей в двух подъездах на 1, 2, 3 этажах. Сейчас сижу в офисе какого-то фонда. Все хорошо, но нет ни капли никотина. Страдания ужасные. Ждем сумерек и ночи с опаской. Периодически раздаются выстрелы и разрывы.
В моей группе пока никто не пострадал. Как в здании правительства - не знаю.
18.10. Периодически стрельба стихает. Сейчас такой момент. Прошло сообщение по связи, с воздуха засекли чеченский танк, двигавшийся в нашем направлении.
Это я писал 8-го. Сегодня утро, десятое августа. За эти два дня многое изменилось. Здание правительства полностью сгорело. Дом, что я занимал со своей группой, тоже. Техники почти не осталось. Сколько людей потеряно - не знаю. Связи нет. Ни одна колонна до сих пор к нам не пробилась. Сейчас перебазировались в частное 12-этажное здание. Весь город горит. Опять стрельба, разрывы. Здание ходуном ходит. Пару раз наши «вертушки» нас зацепили.
1
1 августа. Сегодня ночью, часа в два, в нас что-то врезало. Или танк, или САУ. Пару квартир разнесло. Пара ребят контужены, но легко. Потушили уже утром. Сожгли еще одну БМП. Время 8.40 утра. Все еще хочется жить, хотя это чувство уже слегка притупилось.
12 и 13-го не писал. Наш самодельный флаг сбили. Ночью вешали его обратно. Полная неизвестность. С вечера близко слышны крики «Аллах Акбар!» Около 11-12 дня боевики предложили нам сдаться. Мы отказались. Потом стрельба.
Сегодня уже утро 14-го. Боялись, что эта ночь будет самой тяжелой. По радиоперехвату стало известно, что боевики хотели все закончить к 8 утра, до начала действия перемирия.
Сейчас около 7 утра. Тихо, но периодически стреляют. В нашей группе из Ханкалы на сегодня убиты 9 и около 30 раненых. Из пяти танков осталось 2. Из 11 БМП - шесть. Еще не известно, сколько пропало без вести. Это потом. Ах, да, 12-этажку оставили после того, как ее расстреляли из гранатометов и подожгли из РПО (огнемет).
Сегодня 15 августа. Держимся. Пришли минометчики, как всегда - под вечер. 12-этажку еще раз заняли. Результат - одна половина наша под красным флагом (почему не триколор? Ред.К-Ц). Другая - их, под зеленым...».