Авария на батискафе была засекречена. Моряки могли стать героями посмертно
"Комсомольская правда" сообщает, что батискаф зацепился за антенну, которую и должен был вытащить на поверхность. Один из членов экипажа судна "Георгий Козьмин", с борта которого батискаф ушел на глубину, рассказал следующее: "Батискаф спустился на дно Березовой, чтобы поднять гидроакустическую антенну. Ее там установили еще в середине 80-х годов для прослушивания иностранных судов, которые находятся в погранзоне. Два года назад одну такую антенну сорвало и унесло аж в Тихий океан. Там она наделала немало переполоха - сначала ее приняли даже за НЛО". Антенна очень громоздкая - 100 метров в длину, 16 метров в высоту. Каждый из двух ее якорей весит полтонны. Но три года назад березовская антенна начала барахлить. Ее нужно было срочно менять, иначе целый приграничный регион оставался бесконтрольным.
Однако вытащить это сооружение из воды оказалось непросто. К антенне прикреплены два шланга длиной 600 метров, которые батискаф должен был вытащить на поверхность. По ним пустили бы воздух, и антенна сама всплыла бы на своеобразной воздушной подушке. Но подводникам никак не удавалось зацепить эти шланги. В штабе Тихоокеанского флота "Интерфаксу" сообщили, что после обследования на берегу батискаф отправят на ремонт, а затем будет проведена его модернизация. До установления причин аварии батискафа ВМФ России приняло решение приостановить спуск на воду аппаратов данного типа. Между тем, российские СМИ выяснили, до нынешнего инцидента на АС-28 произошел целый ряд инцидентов, которые руководство флота скрывало, и батискаф давно требовал ремонта.
В частности, супруга капитана Вячеслава Милашенко Елена рассказала "Коммерсанту", что "Слава должен был в конце августа уезжать на год в командировку в Нижний Новгород на завод "Красное Сормово", где 28-й аппарат должен был проходить ремонт". "Он же давно уже аварийный, столько лет без ремонта... это просто первый случай, о котором доложили, - а так там и проводка уже горела и чего только не было". "До нынешнего ЧП случались "тихие", известные только командованию да семье нештатные ситуации. "Приз" однажды горел под водой. Потом у него лопалось стекло иллюминатора. Был момент, когда чуть не утонули. Только чудом, спасибо Богу, всплывали живыми-здоровыми", - заявила Елена "Комсомольской правде".
Елена опасается, что ее мужа обвинят в ЧП. Нынешний инцидент пытались скрывать: батискаф блокировало на дне бухты в четверг, а широкая общественность узнала об этом лишь в пятницу. "В Петропавловске-Камчатском до сих пор никто не знает, кто была та женщина, которая в пятницу утром позвонила в редакцию местного "Радио-3", представилась "женой подводника" (но своего имени не назвала) и сообщила, что подводный спасательный аппарат "Приз" бортовой номер 28 с семью моряками терпит бедствие в бухте Березовой.
Информацию передали в эфир, через несколько часов факт аварии подтвердил камчатским журналистам некий источник в штабе дислоцирующейся на полуострове группировки сил и войск северо-востока России. После этого новость о происшествии с батискафом перестала быть секретом, и прилетевший в четверг на Камчатку из Москвы заместитель главнокомандующего военно-морским флотом России адмирал Михаил Захаренко уже не мог делать вид, что его поездка носит планово-ознакомительный характер, и начал активно скрываться от журналистов. Всему личному составу группировки также было приказано не отвечать ни на какие вопросы гражданских лиц, прибывающих на Камчатку", - отмечает "Коммерсант".