Президент Путин изменил не только политику, но и политический режим России, и нефункциональность последнего может спровоцировать падение президента, пишется на сайте Фонда Карнеги. Во-первых, Путин неразумно сконцентрировал в своих руках куда больше власти, чем ему по силам. Удивительнее всего то, что он назначил на пост премьер-министра Михаила Фрадкова, человека, известного тем, что он никогда не принимает никаких решений. В результате правительство оцепенело. Вместо создания сильной вертикальной руководящей цепочки Путин парализовал собственное правительство попытками самостоятельно управлять всеми мелочами. Он, по сути, превратил себя из стратегического политического планировщика в пожарного, безуспешно пытающегося потушить расползающиеся языки пламени.
Задушив независимые каналы информации, президент все чаще позволяет собственной бюрократии дезинформировать себя. Будучи истинным агентом спецслужбы, Путин озабочен секретностью и теориями заговоров и, похоже, больше полагается на разведданные, поступающие из старых кругов кагэбэшников, чем на реальную информацию. Когда французский журналист довольно жестко поинтересовался у Путина об аресте Ходорковского, Путин намекнул, что знает, что Ходорковский платил этому журналисту. "Мы знаем, куда тратятся эти деньги: на каких адвокатов, на какие пиаровские кампании, на каких политиков. В том числе и на то, чтобы задавать эти вопросы". Система сдержек и противовесов сведена к минимуму. Отобрав у парламента, Совета министров и региональных губернаторов большую часть полномочий, Путин лишил эти формальные институты какого бы то ни было содержания.
Вместо этого он занят созданием неформальных совещательных институтов, таких как Государственный совет и Общественная палата, которые имеют мало реальной власти или вообще не имеют таковой. Посему ни один институт не сможет придать Путину легитимности, если он начнет спотыкаться. Единственный источник его легитимности – это его личная популярность, которая быстро сокращается. По данным Фонда "Общественное мнение", в мае 2004 года на президентских выборах за Путина были готовы проголосовать 68% россиян. Год спустя это число снизилось до 42%, более чем на треть.
Еще один удар – и его популярность окажется в состоянии свободного падения. Сила путинского режима заключается в его умении манипулировать элитой, СМИ и гражданским обществом. Однако если его пропаганда будет слишком сильно расходиться с реальностью, он в итоге лишится доверия и авторитета. Этот рубеж уже, возможно, перейден. Путинский режим слишком неповоротлив и централизован, чтобы эффективно справляться с кризисами, как показали уже случившиеся. Поэтому он не может быть очень стабильным. Аналитики и политики, беспокоящиеся за Россию, должны обратить внимание на то, как именно этот режим может рухнуть.