Когда цыганка, пойманная за руку на воровстве, поднимает визг на весь рынок, с целью шокировать не ожидающую такого поворота жертву, создать панику и избежать ответственности, мотивы воровки объяснимы. Причина такого поведения не в том, что воровка считает себя правой, таких иллюзий у нее нет, если не считать всерьез, что она руководствуется одной из цыганских баек, обосновывающих дозволенность воровства для этого племени. (Якобы, один цыган, украл и спрятал один из гвоздей, предназначенных для распятия Иисуса, тем самым, облегчив его страдания, после чего цыгане получили свыше индульгенцию на некоторые виды нетрудовой деятельности, включая воровство.)
Если бы у русских была на вооружении подобная байка, их реакция на критику в свой адрес тоже была бы как-то объяснима. Но здесь другой случай. Современные россияне, в отличие от лукавых цыган, совершенно искренне убеждены в своей правоте при любых обстоятельствах, на том простом основании, что они русские. Самая невинная критика, например, публикация немецкого журналиста о том, что в московских подъездах пахнет туалетом, порождает в ответ гнев державников, обвинения в поклепе и русофобии, припомнят и Гитлера, и крестоносцев с Чудского озера.
После очередного подобного случая, вспоминается эпизод, произошедший в одной институтской библиотеке в, тогда еще Чечено-Ингушской АССР. Библиотекарь, русская, с виду интеллигентная женщина, сделала замечание разговаривающим между собой студентам-чеченцам, чтобы они говорили на русском языке. После неловкой паузы, видимо подумав, что человеку, проводящему все рабочее время среди книг и, вдруг выдающему такое, объяснять что-то – бессмысленно как ослу, груженному книгами, один из студентов порекомендовал ей учить чеченский язык. Реакция была предсказуемой. Библиотекарь несколько раз поменяла цвет лица, видимо вызывая дух Сталина, но, когда со Сталиным ничего не вышло, закричала на весь институт: «Хулиганы, бандиты, зря вас Хрущев вернул…!» и т.д. и т.п. из набора, хорошо знакомого большинству чеченцев, имеющих в паспортах запись место рождения – Казахстан.
К чему эти воспоминания, не способствующие интернациональной дружбе? Да все к тому же интервью Шамиля Басаева и реакции на него россиян, как державников, так и либералов, многие из которых, если ковырнуть, тоже оказываются державниками, только чуть подлее. «Цыганский шум», поднятый вокруг действий и заявлений Басаева, содержит достаточное количество информации для тех, кто имеет желание узнать правду и о самом Басаеве, и о том, что творится в Чечне. Однако выводы такие же, как и у критиков немца, посмевшего принюхаться в московском подъезде – будто у всех россиян нюх отшибло.
Смысл шума понятен. Все они долго выясняли, применялись ли огнеметы «шмель» при штурме бесланской школы, могут ли огнеметы стать причиной пожара, стреляли ли по школе из танков и прочую шелуху, предназначенную для отвлечения от ответа на главный вопрос. Естественно, что пролог и эпилог любого «расследования» содержит в себе заклинание: «Шамиль Басаев – убийца детей», направленное в мозг обывателю.
Можно ли убивать чужих детей в ответ на убийство своих? Любой нормальный человек скажет, что нельзя. Можно ли ожидать, что человек, чьих детей убили, в ответ не отправится убивать детей своих врагов? Нужно на этот счет поинтересоваться у пострадавших, каковых в Чечне десятки тысяч. В конце концов, человеческая психика не железная. Например, что слышно об отце из селения Ригах, чьих пятерых малолетних детей убили без всякого повода, одной бомбой, сброшенной с российского самолета в прошлом году? Может, есть результаты расследования и привлечены к суду ответственные за это и множество подобных преступлений?
Увы, у нас гораздо больше информации о расследовании убийства в Америке ребенка, усыновленного в России. Какие мысли могут посещать отца пятерых убитых детей? Может, отец пятерых детей или десятки тысяч других чеченских отцов фигурировали в российской криминальной хронике, как совершившие преступления против российских детей? Однако среди маньяков, орудующих в российских городах, до сегодняшнего дня ни одного чеченца не встречалось.
У чеченского вице президента Доки
На фоне всех зверств, совершенных российской властью против чеченских детей в Чечне, нет ни одного случая, чтобы чеченцы в ответ предприняли целенаправленные действия по убийству российских детей. Из-за отсутствия подобных фактов и стали костью в горле российской стороны факты, изложенные Басаевым. Неужели Басаев, если бы он хотел и планировал убийство детей в бесланской школе, не знал, как это сделать? Разве нельзя было просто ночью, силами трех человек, заминировать неохраняемую школу и место проведения школьной линейки и произвести подрыв простым нажатием кнопки дистанционного пульта или, используя часовой механизм, а не посылать туда, среди бела дня, тридцать человек без шансов на возвращение?
В случае взрыва и массового уничтожения людей в школе, без захвата, все это ничем не отличалось бы от действий русских в Чечне, бомбивших школы, больницы, роддома и рынки. То есть, это были бы, дозволенные или нет, но однозначно адекватные ответные меры. Однако даже на такие ответные меры чеченцы не пошли и предоставили русским шанс, захватив людей в заложники – что является ежедневной практикой русских в Чечне – и выдвинув ультиматум, смысл которого – «ПРЕКРАТИТЬ УБИЙСТВО И ЗАХВАТЫ В ЗАЛОЖНИКИ НАШИХ ЛЮДЕЙ, ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ».
Остается лишь добавить, что и этот ультиматум чеченцы не реализовали, то есть детей убили сами русские по прямому приказу Путина на штурм. Это простая истина, много раз пережеванная и разложенная, которую русские осознают, но, уверенные, что им дозволенно все, кроме ответственности за преступления, продолжают затыкать уши и визжать как цыганка на рынке – «Шамиль Басаев убийца детей!».
Мансур Мазаев,