В верховном суде Республики Башкортостан оглашен приговор 9 обвиняемым по делу о причастности к партии «Хизб ут-Тахрир», которая решением ВС РФ от 14.02.2003 г. признана террористической и запрещена в России.
Подсудимые приговорены к лишению свободы на:
1. Алибаев Марсель Уралович,
2. Ахметсафин Муса Шарифович,
3. Габдрахманов Ринат Рифович,
4. Гаянов Булат Марсович,
5. Гаянов Салават Марсович,
6. Гаянов Марс Габдуллович,
7. Гумеров Ильгиз Раильевич,
8. Рядинский Виталий Николаевчи,
9. Савельев
Рассмотрение дела Верховным судом РБ началось 27 апреля под председательством судьи Р.Н.Садыкова. Подсудимым инкриминировались:
- участие в запрещенной организации (ст. 282-2 ч.2 УК РФ) - М.Гаянов и И.Гумеров;
- вовлечение в террористическую деятельность (ст.205-1 ч.1 УК РФ) - М.Алибаев, М.Ахметсафин, Р.Габдрахманов, Б.Гаянов, С.Гаянов, Е.Савельев, В.Рядинский;
- создание преступного сообщества (ст. 210 ч.1 УК РФ) - М.Алибаев, М.Ахметсафин, Р.Габдрахманов, Б.Гаянов, В.Рядинский;
- участие в преступном сообществе (ст. 210 ч.2 УК РФ) - М.Гаянов, С.Гаянов, И.Гумеров, Е.Савельев;
- незаконное хранение боеприпасов, оружия и взрывчатых веществ (ст. 222 ч. 2 УК РФ)- М.Алибаев, Р.Габдрахманов, И.Гумеров.
Все обвиняемые были задержаны в середине декабря
По мнению Комитета «Гражданское содействие» и Правозащитного Центра «Мемориал», уголовное преследование в связи с причастностью к «Хизб ут-Тахрир», в том числе, и осужденных вчера девяти человек, является преследованием по идеологическим мотивам. В данном случае подтверждением этого может служить высказывание начальника отдела прокуратуры РБ по особо важным делам А.А.Касьянова, которое, по словам жены одного из подсудимых, прозвучало в его беседе с ней: «никто и не говорит, что они террористы, но ведь есть же решение Верховного Суда…».
Что касается обвинений в хранении боеприпасов и взрывчатки, то по нашим сведениям, Алибаеву и Габдрахманову они были подброшены. Подбросы имели место также при обысках у Рядинского и братьев Гаяновых, однако обвинение по ст. 222 УК РФ им не предъявлялось, что косвенно подтверждает версию защиты о фабрикации дела по этой статье в отношении Алибаева и Габдрахманова. Обстоятельства появления боеприпасов у Гумерова позволяют предположить элементы провокации.
Правозащитные организации располагают также информацией, что с момента задержания и в течение всего предварительного следствия сотрудниками правоохранительных органов были допущены многочисленные грубые нарушения закона. Доказательная база обвинения по статьям о вовлечении в запрещенную организацию и о создании преступного сообщества собиралась с применением пыток и психологического давления, сопровождавшихся оскорблениями религиозных чувств обвиняемых. Так:
- 53-летний М.Г.Гаянов 1 января
- его сыну, Салавату Гаянову, угрожали «подкинуть все что угодно - и взрывчатку, и оружие», если он будет проповедовать свои религиозные взгляды;
- Ринат Габдрахманов в течение месяца находился в 4-местной камере с евроотделкой, где его постоянно били, обещая «научить читать псалтырь». В течение 3-х суток ему не давали ни спать, ни даже лежать. По его жалобе следователю было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое гласило: «телесные повреждения в виде кровоподтека и кровоизлияния левого глаза … гр-н Р.Р.Габдрахманов получил по своей неосторожности, когда шел по лестнице Кировского суда, подскользнувшись и ударившись об перила».
-
Психологическое давление оказывалось не только на обвиняемых, но также на их родственников и свидетелей.
Известный в республике мусульманский деятель, который готов был выступить в защиту одного из обвиняемых, получил «рекомендацию» воздержаться от заявлений.
Прихожане мечети г. Туймазы слышали, как имам этой мечети - свидетель обвинения, по заявлению которого о давлении со стороны родственников подсудимых был взят под стражу в зале суда Салават Гаянов, - в присутствии прихожан говорил: «вы бы еще не то подписали - меня заставляли».
Следователь по особо важным делам прокуратуры Башкортостана А.Н.Халиков рекомендовал жене одного из подсудимых «не устраивать демонстраций» в защиту мужа, т.к. «у нее дети». Он же заявлял ей, что нельзя ни говорить об исламе, ни вовлекать людей в эту религию.
Судебные слушания по делу проходили в открытом режиме, однако доступ публики в здание суда был строго ограничен. От желающих присутствовать при рассмотрении дела требовали предъявить документы, подтверждающие их участие в процессе. Жен подсудимых Габдрахманова и Алибаева, Лейлу Гадрахманову и Гульназ Абсалямову, охрана пропустила в здание только после сообщения секретаря суда о том, что на этот день назначены их допросы в качестве свидетелей. Исключение сделано было для представителя Комитета «Гражданское содействие» после предъявления удостоверения члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, а также для тех, кто оказался у поста охраны при входе в здание одновременно с ней.
При рассмотрении дела судья Р.Н.Садыков неоднократно допускал нарушения принципа состязательности сторон, в частности, снимая вопросы защиты и подсудимых, ответы на которые вызывали затруднение у свидетелей обвинения.
В период слушаний дела репрессии коснулись также тех представителей мусульманской общественности Башкортостана, которые протестовали против религиозных преследований и оказывали поддержку семьям арестованных. Жителю г. Туймазы Эдуарду Габдрахманову, выступавшему в защиту отца и сыновей Гаяновых и помогавшему их семье, была подброшена взрывчатка в машину, после чего против него было возбуждено уголовное дело о терроризме. Он был арестован и в течение месяца содержался под стражей. В квартиру участника пикета 16 мая у здания суда, Альберта Хазиева, при обыске подбросили боеприпасы. От немедленного задержания с очевидными последствиями Хазиева спасло то, что в этой квартире он только зарегистрирован, но не проживает, сдавая ее внаем.
Решение Верховного Суда РФ от 14.02.2003 г. о признании 15 мусульманских организации террористическими и их запрете принято в закрытом заседании, без участия представителей какой-либо из этих организаций, и не опубликовано. С его текстом не были ознакомлены имамы мечетей, которые из-за этого не могли квалифицированно разъяснить его своим прихожанам, т.е., людям, чьи интересы оно непосредственно затрагивает.
ПЦ «Мемориал» получил официальный текст решения только в июле
Таким образом, документ, ограничивающий права и свободы граждан, фактически оказался засекреченным, что категорически запрещено законодательством РФ.
11 июля юристом ПЦ «Мемориал» К.Коротеевым подана жалоба в Европейский суд по правам человека от имени первого из осужденных в связи с принадлежностью к партии «Хизб ут-Тахрир», Юсупа Касымахунова.
2 августа в Независимом пресс-центре в Москве состоялась пресс-конференция «Россия: фабрикация уголовных дел по исламскому экстремизму», на которой представители Комитета «Гражданское содействие» и ПЦ «Мемориал» рассказали журналистам о кампании преследований, развернутой, на основании решения ВС РФ от 14.02.2003 г. По нашим данным, в разных регионах России уже вынесено 10 обвинительных приговоров в отношении 27 человек, 15 из которых (в т.ч., 1 женщина - мать грудного ребенка) осуждены к реальному лишению свободы. О некоторых из них см. пресс-релизы ПЦ «Мемориал» от 26.02.2004, 16.06.2004, 15.01.2005 и 07.04.2005.
Недавно похищенный при освобождении из СИЗО-
12 августа в Нижневартовском городском суде начнется повторное рассмотрение дела об участии в «Хизб ут-Тахрир» Эдуарда Хусаинова (см. пресс-релизы ПЦ «Мемориал» от 21
В сентябре ожидается вынесение приговора 9 обвиняемым по делу о «Хизб ут-Тахрир» в г. Тобольске (Тюменская обл.).
Мы располагаем сведениями еще о 7 уголовных делах, связанных с запретом этой организации, которые в настоящее время находятся на разных стадиях следствия. Последнее из них возбуждено 01.07.2005 г. в г. Азнакаево (Татарстан) против выпускницы Альметьевского нефтяного института Лилии Юсуповой, воспитывающей 9-месячную дочь.
Подавляющее большинство обвиняемых и осужденных в связи с причастностью к запрещенной партии «Хизб ут-Тахрир» впервые увидели текст решения ВС от 14.02.2003 г. в кабинете следователя.
Елена Рябинина, руководитель программы «Помощь политическим беженцам из Центральной Азии», Комитета «Гражданское содействие»
Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам
127006, Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.6,