Российские военные аналитики считают, что в условиях системного кризиса, значительного ослабления Вооруженных Сил, Россия в настоящее время и в обозримом будущем будет обеспечивать свою безопасность, полагаясь, прежде всего, на свое ядерное оружие.
Российские власти и военные специалисты уверены, что проведение так военной реформы (о которой говорят вот уже много лет), будет так же проходить под прикрытием именно ядерного оружия. Кроме того, в политическом плане ядерный статус России обеспечивает ей возможность оказывать серьезное влияние на ход мировых процессов, позволяет сохранять свои позиции на мировой арене.
В сценариях современных и будущих войн конфликтующими сторонами используется огромное количество высокоточного, высокоинтеллектуального оружия, иметь которое в обозримом будущем из-за его высокой стоимости Россия не может себе позволить. Именно поэтому, считают в Кремле, именно ядерное оружие должно сдерживать любые попытки потенциальных врагов использовать свое техническое преимущество перед Россией.
Состав и структуры ядерных сил, в том числе и тактических, в соответствие с указанным подходом, определяются интересами национальной безопасности и экономическими возможностями России. Американское ядерное оружие - это оружие для войны “на экспорт”. Поэтому для России, считают многие российские военные аналитики, вряд ли целесообразно ориентироваться на симметричный состав ядерного оружия по отношению к США.
Все большее число аналитиков и военных специалистов считают, что ядерное оружие РФ является политическим оружием, основной функцией которого является предотвращение войны. Однако сдерживание является эффективным только в том случае, если применение ядерного оружия в точно оговоренных случаях выглядит вполне реалистичным.
В свое время такой подход к концепции сдерживания содержался в совместном докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике (Москва) и Центром стратегических и международных исследований (Вашингтон, “О сближении политики России и США в области обороны”. В нем указывалось:
“Любая ядерная держава, подвергшаяся нападению и стоящая перед угрозой полного поражения, может в определенный момент в качестве крайнего средства применить ядерное оружие первой. В любом случае чисто декларативная политика мало что значит или даже вводит в заблуждение. Важна именно подготовка к применению ядерного оружия первыми, отраженная в развертывании оружия, оперативных планах и учениях”.
Однако, несмотря на то, что Москва так много возлагает на свой ядерный арсенал, перспективы российского потенциала сдерживания весьма туманны.
Российское стратегическое ракетное оружие стремительно стареет. Это признают и сами российские военные. Так, по словам командующего РВСН Соловцова, в ближайшие пять лет ракетные войска Россия будут вынуждены сокращаться на одну-две дивизии ежегодно. Это значит, что до 2010 года может остаться не более 313 наземных ракетных комплексов и примерно 923 ядерные боеголовки на них. Точнее, 154 шахтных, а также 159 подвижных грунтовых ракетных комплексов.
Для сравнения в 1990-м году у СССР было 1398 МБР и 6612 боезарядов. Кроме того, Россия потеряла технологии, без которых теперь невозможно создание современного оружия и боевой техники. Происходит также стремительное старение профессиональных кадров, способных создавать такое вооружение.
15 августа Россия была вынуждена уничтожить последний оставшийся с советских времен БЖРК – “боевой железнодорожный ракетный комплекс”. Это поезд, в вагонах которого размещались твердотопливные стратегические ракеты.
Муса Стоун,