Философия Шариата

24 августа 2005 в 00:27
Философия Шариата

Заблуждение

 

Далекий от Ислама обыватель содрогается при слове «Шариат». Вследствие клеветы средств массовой информации многие думают, что речь идет о некотором томике средневековых законов, предписывающих жестокие наказания вроде побития камнями за легкие фривольности типа прелюбодеяния. Ведь в современном обществе «короткие романчики» на стороне считаются чем-то привычным и непредосудительным.

 

В тоже время бытует мнение, что Шариат, жестоко карая «невинные шалости», бессилен перед лицом серьезных преступлений, так как любое обвинение в нем якобы строится при наличии свидетельства не менее четырех человек. Все это сгущается образами бедных кварталов стран третьего мира, закрытых в паранджу бесправных женщин и запретом на потребление алкоголя. Разве это жизнь, подумают некоторые и …ошибутся.

 

Что такое Шариат?

 

Шариат – это не уголовный кодекс. В противном случае окажется, что «Шариатов» несколько. Один в Малайзии, другой в Иране, третий – в Саудовской Аравии. Один «Шариат» был у талибов, а другой – до них. Подобные мысли нелепы, ибо Шариат – это божественное установление, а в установлениях Аллаха никогда не найдешь перемены. Все заблуждения относительно Шариата возникают оттого, что его зачастую смешивают с уголовным кодексом.

 

Шариат – это Священный Коран, прочитанный как руководство к действию. В дословном переводе, это «ясный путь, ведущий к источнику». Шариат – это ориентир, который оформляет человеческую жизнь, как в частном, так и в общественном плане. Шариат – это путь, ведущий человека к совершенству. Аллах, милостивый и милосердный, открывает нам этот путь и предупреждает нас о том, чего мы должны остерегаться и к чему мы должны приближаться. Аллах предостерегает нас от малого и большого, чтобы мы в малом могли разглядеть большое. Начнем издалека, чтобы из глубин мрака зрячими выйти к свету истины.

 

Запреты (Харам)

 

Некоторые виды запретов:

 

Шариат запрещает употребление вина (сура 5, аят 90). Вино – это то, что способствует опьянению. Оно стало богом для некоторых. Ему посвящают дни и праздники. Ему приносят в жертву деньги. На него уповают, будто он даст веселье или храбрость. Но скверность пьянства очевидна даже неверным. Приближающийся к нему ходит по краю пропасти. Разве достигнет он совершенства? Вся польза вина лишь соблазн, за которым следует тяжелое похмелье.

 

Шариат запрещает игры на деньги (сура 5, аят 90). Азарт – это идолопоклонство. Нечестивым поклонением игрок прикован к игре. Шепчет он про себя нечестивые молитвы. Разве ждет его успех? «Новичкам всегда везет». А чем кончается путь игрока? Разорение или обман партнеров! Первое переполняет его сердце злобой и превращает его в транслятор неверия. Второе – убивает веру в сердцах окружающих.

 

Шариат запрещает гадания (сура 5, аят 90). Что такое гадание, как не попытка заглянуть в будущее? Кому ведомо оно, кроме Аллаха? Но разве гадающий взывает к Нему? Едва человек нагадал что-то приятное – забыл, едва нагадал неприятное – и червь сомнения и печали поселился в его сердце. Страшиться будущего – идолопоклонство, ибо оно то, чего еще нет.

 

Шариат запрещает нечестность. Не клевещите (сура 24, аят 33), не нарушайте взятых на себя обязательств (сура 8, аят 56), не наживайте прибыли обманом (сура 2, аят 275).

 

Нечестность разрушает доверие – саму основу общественной жизни. Разрушение доверия запечатывает сердце, а это – духовная смерть.

 

Шариат запрещает прелюбодеяние (сура 17, аят 32). Прелюбодеяние (аз-зина) – это ненормальные сексуальные отношения. Преступающие предел желания – суть идолопоклонство. Нормальные сексуальные отношения могут быть только между мужем и женой.

 

Брак это не таинство, как думают некоторые из христиан, и не бюрократическая формальность, как принято в неисламских странах. Брак – это готовность заботиться друг о друге, а также готовность на рождение и совместное воспитание будущих детей.

 

Семья – это необходимое условие для воспитания полноценного ребенка. Прелюбодеяние разрушает семью и духовно убивает ребенка. Шариат предписывает брать в жены благоверных женщин (не девочек, как думают заблудшие!), не замужних и не родственниц, с согласия их родителей (если те благоверны). Шариат позволяет брать до четырех жен (сура 4. аят 3), но не обязывает. Женится на второй, не значит развестись с первой. Развод самое ненавистное из всех разрешенных Аллахом человеку. Насилие и извращения (педофилия, гомосексуализм) – это крайние и гнусные формы прелюбодеяния, которые караются самым суровым наказанием.

 

Шариат запрещает воровство (сура 5, аят 38). Самое простое слово, которое допускает широкий спектр толкований. Не воровство ли изъятие части собственности, освященное нечестивым законом?

 

Безусловным воровством является тайное изъятие собственности. Но вором является и грабитель, который открыто, но принудительно изымает собственность.

 

Впрочем, Шариат ясно проводит грань между воровством с одной стороны, и военной добычей с другой (сура 8).  Добыча изымается у врага в ходе объявленной войны. Война же объявляется в случае нападения или если некто из неверных открыто распространяет нечестие, служащую на погибель людям.

 

Шариат запрещает убийство. Особо выделены запреты на убийство мусульман (сура 4, аят 92), детей (сура 17, аят 31), гостей и пленников (сура 9, аят 6), а также тех, кто не злоумышлял против вас (сура 9, аят 4). Исключение делается лишь для смертной казни как высшей меры наказания за тягчайшие преступления, а также для убийства в случае необходимой обороны (например, на войне).

 

Шариат запрещает самоубийство (сура 4, аят 29). Человек убивает себя, столкнувшись с серьезными личными проблемами. Но проблема не Бог, чтобы себя жертвовать ей. Проблема лишь следствие нечестия. Человек уповал на что-то, и это заслоняло все, но вот это исчезло, и в сердце поселилась неизбывная скорбь. Скорбь лишь следствие неверия или, точнее, ложной веры. Не поклоняйтесь тому, что исчезает! Не призывайте ангела смерти, он ведь только посланник Всевышнего. Однако сознательное самопожертвование во имя Аллаха (на войне) это не самоубийство.

 

Шариат предписывает ряд пищевых запретов (сура 5, аят 3). Запрещено есть свинину; пить кровь; есть мясо животных, которых ел зверь, которые умерли естественной смертью, которые были удавлены, которых убили без призыва имени Аллаха.

 

Не все эти запреты могут быть поняты разумом. Они заповедованы для того, чтобы человек не ставил разум поперед веры. При этом, в случае крайней необходимости пищевые запреты могут быть обойдены. 

 

Шариат запрещает многобожие (сура 50, аят 26). Все преступления, безнравственные поступки и душевные страдания объясняются тем, что у человека нет духовного стержня, единого основания для всех его решений.

 

Многобожие (ширк) корень всех преступлений, так как это не только религиоведческое, но, прежде всего, нравственное понятие. Боги – это те, которые заслоняют собой все. Если человек совершает проступки и преступления, то это свидетельствует лишь о том, что он руководствуется  иным основанием, т.е. служит иным богам. Но все эти боги мнимы, ибо Бог един. Не может быть двух совершенств, двух творцов, двух бесконечностей, ибо они взаимно ограничивали бы друг друга. Все остальные боги – суть пустые выдумки, идолы – ничто, принимаемое за нечто. Поэтому многобожие есть идолопоклонство.

 

Предписания (Фард)

 

Из предписаний:

 

Пока мы перечисляли запретное, мы лишь напоминали то, чего следует избегать. Однако, созерцая только запретное, мы как бы идем по прямому пути задом наперед. Необходимы ориентиры.

 

Шариат предписывает веру в единого Бога – в Аллаха (сура 112). Что значит верить?

 

Во-первых, открыто исповедовать эту веру (иман) – Ля илляха илля-ла (нет бога кроме Аллаха)! Реализовывать веру в действиях – и не отрекаться от неё.

 

Во-вторых, доверие пророкам (сура 4, аяты 150-151), и тому, что было открыто им в священных писаниях, последним из которых является Коран.

 

В-третьих, укреплять веру в Бога с помощью ежедневной пятикратной и пятничной соборной молитвы (салят) (сура 76, аяты 25-26).

 

В-четвертых, укреплять веру в Бога с помощью поста (саум) в светлое время суток месяца Рамадан (сура 2, аяты 183-187).

 

В-пятых, укреплять веру через посильное паломничество (хадж) в Мекку к святыне Кааба (сура 2, аяты 196-198).

 

В-шестых, давать милостыню (зякат) (сура 9, аят 60).

 

В-седьмых, истреблять неверие, т.е. принимать участие в Джихаде (сура 2, аят 190-193).

 

В-восьмых, вкушать пищу с призывом имени Аллаха – «Бисм-Иллях!» (сура 6, аят 118).

 

Женщинам Шариат особо предписывает одеваться в приличную и скромную одежду, и покрывать голову хиджабом (покровом – наподобие того, который носила пресвятая Дева Мария) (сура 33:59), охраняя свои красоты.

 

Достаточно четко прописывает Шариат наследственное право (сура 4, аяты 11-15). Доля сына вдвое больше доли дочерей. Родителям, братьям или сестрам шестая доля. Женам – восьмая. Если человек не оставил после себя детей, то женам четвертую долю, а матери – третью.  

 

Шариатское право (Фикх)

 

Право – это система общественных предписаний, предусматривающая наказание за их нарушение. Ни одно общество не может обойтись без права. Ведь никто не желает быть бесправным. Даже криминальное сообщество выработало определенные понятия, которыми оно регулируется.

 

Европейское право основано на идее общественного договора. Но это очень зыбкое основание. Большинство не всегда право. Социологи признают, что толпа руководствуется низменными и сиюминутными интересами, а политологи утверждают, что современные технологии (Public Relations, нейро-лингвистическое программирование) могут навязать населению волю небольших заинтересованных групп. Мусульмане не могут счесть европейское право всецело легитимным.

 

Подлинно легитимным в глазах верующих может быть только такое право, которое согласовано с предписаниями Шариата (Шариатское право). Однако чтобы соблюсти справедливость, нужно чтобы наказание было соразмерно с преступлением. Необходимо более детальное уточнение критериев и видов преступлений.

 

Чтобы ограничить произвольность толкований Корана мусульмане опираются на Сунну, т.е. сумму достоверных хадисов (практики) пророка Мухаммеда (а.с.с.). Хадисы выполняют функцию комментариев (тафсиров). В отличие от Священного Корана, они являются не словами Бога, а словами и действиями человека, хотя и особого человека, действиями которых руководил Аллах. Хадис не может существовать в отрыве от Священного Корана.

 

Согласованное и опирающееся на Шариат право получило наименование фикх. Оно зародилось еще во время первых халифов. Шариатское право исходит из четырех школ толкования Шариата (мазхабов). Кроме того, само Шариатское право не оставалось незыблемым даже в рамках одного государства. Есть один прекрасный факт, что тюрьмы появились в Халифате только при халифе Омаре, но их не было прежде: ни при Абу-Бекре, ни при Мухаммеде (а.с.с.). Это свидетельствует лишь о том, что Шариат незыблем, а Шариатское право: т.е. полный перечень преступлений и степень наказаний за них могут меняться в зависимости от страны, государства или эпохи.

 

В самом деле, Аллах не ведает заблуждений, поэтому определение преступления – это дело человеческое. Аллах указал лишь ориентиры. Так что введение Шариата в той или иной стране вовсе не означает возвращение к средневековым процедурам следствия и наказания, как это утверждают враги Ислама. Средневековое исламское право принадлежит истории, но слова Аллаха не могут быть искажены.

 

Нет нужды отказываться от современных судебно-медицинских и криминологических экспертиз, а в историческом исламском праве мы, безусловно, не найдем современных преступлений. Установление Шариата означает не что иное, как согласование действующего права с духом и нормами Шариата.

 

Наказание или Шариат против ГУЛАГа

 

Из наказаний за некоторые виды преступлений:

 

Европейское право предусматривает три вида наказания: смертная казнь, лишение свободы и штраф. В последнее время в Европе наблюдается отказ от практики смертной казни на том основании, что у человека нет права лишать другого жизни, даже если он этого заслуживает. Однако не ясно, в таком случае, откуда у человека право лишать другого человека свободы?

 

В случае преступника-одиночки его изоляция от общества еще может показаться действенной. Однако тюрьмы не всегда представляют собой гуманный и справедливый способ наказания. Для королей преступного мира тюрьмы оборачиваются закрытыми пансионами со всеми удобствами для жизни. Для рядовых преступников тюрьмы могут оказаться сущим адом, пребывание в которых может быть более жестоким, чем это предусмотрено законом.

 

Приведем в пример русские тюрьмы, где у заключенных велик шанс заразиться туберкулезом или иным опасным заболеванием, быть избитым и даже убитым специально подосланными администрацией тюрьмы сокамерниками. Тюрьмы превращаются в рассадник криминальной («воровской») культуры, которая подменяет и разъедает общество.

 

Шариат не предусматривает лишение свободы как меру наказания. Хотя в историческом исламском праве, оно присутствует. Шариат предусматривает четыре типа наказания:

 

1. Смертная казнь. Шариат её предписывает как меру наказания для убийц невиновных и для распространителей нечестия (сура 5:32). В одном хадисе сказано, что мусульманин может быть казнен в трех случаях: за убийство, прелюбодеяние и отступничество. Это вполне справедливо и для наших дней: вряд ли казнь будет жестокой мерой для серийного убийцы, сексуального маньяка или человека, чье отступничество привело к кровавой смуте. Шариат не предписывает способ умерщвления преступника, лишь в одном месте Священного Корана есть упоминание, об усекновении головы как способе смертной казни (сура 47, аят 4). 

 

2. Отсечение руки. Эта мера наказания предусмотрена за доказанное воровство (сура 5, аят 38). При всей кажущейся жесткости необходимо отметить, что после экзекуции преступник отпускался домой, а в Исламском Эмирате Афганистан (1996-2001) ворам перед отсечением руки делали местный наркоз.

 

3. Порка. Эта мера наказания предусмотрена Шариатом за прелюбодеяние (для тех кто не состоит в браке), а также за клевету, которая повлекла за собой осуждение невиновного (сура 24, аяты 2 и 4). Там речь идет о 100 и 80 ударах. Для России это вовсе не экзотический способ наказания, так как он широко практиковался в казачьих общинах.  

 

4. Штраф. Эта самая мягкая форма наказания предусмотрена, к примеру, за непредумышленное убийство (сура 4, аят 92) или нарушение договора. По Шариату штраф измеряется «кормлением X бедняков». В случае нарушения договора, X=10 (сура 5, аят 89). «Кормление бедняка» равно цене обеда обычной семьи.

 

В случае рецидива (повторения) преступления, наказание ужесточается.

Необходимо отметить, что введение Шариатского права помогло бы избавить Россию и все постсоветские страны от чудовищных антигуманных тюрем и наследия Гулага, которая распространяет свое тлетворное влияние и на законопослушное общество.

 

Алексей Иваненко, Россия

для «Кавказ-Центр»


© Kavkazcenter.com 2020