Выходящая в Берлине газета "Нойес дойчланд" в своем сегодняшнем номере останавливается на положении чеченских беженцах в Польше и Литве.
Так как чеченцы в качестве «граждан РФ» могут легально поехать в Белоруссию, то там они переходят границу Польши, Литвы или Латвии. А вот в Германию после мая 2004 года, когда политическое убежище стали давать или не давать только в стране первого въезда, они могут попасть с надеждой получить убежище только на воздушном шаре, говорят представители беженских организаций в ФРГ.
В Польше 90% всех беженцев в стране - чеченцы, в Литве 73%. В обеих странах беженцев, которые не имеют при себе паспорта, а среди чеченцев таковых большинство, помещают в тюрьму. В Литве они остаются в тюрьме до окончания рассмотрения их заявления о предоставлении политического убежища или, в случае отказа, до депортации в Россию. В Польше чеченцев помещают в тюрьму максимально на 9 месяцев.
По словам Карины Дайорайте из Литовского Красного Креста и Малики Абдулвахабовой из польской беженской организации "Оцаленье", это грубейшее нарушение Европейской Конвенции по правам человека.
Представители неправительственных организаций Литвы и Польше отмечают доброжелательное отношение местных жителей к чеченским мухажирам в этих странах. В отличие от африканцев и югославов, чеченцев принимают очень дружелюбно. Из-за знания русского языка чеченцы не выделяются в Литве, где уже многие десятилетия живут выходцы с Кавказа. Кроме того, как свидетельствует Дайорайте, "литовцы очень сильно симпатизируют их борьбе за свободу против России".
Однако, чеченцы в Литве и Польше часто не имеют социального обеспечения. Тем из них, кого в Польше признали имеющими право на убежище, в течение года выдаются деньги, которых хватает на оплату жилья и больше ни на что. Тем не менее, большинство чеченцев в Польше имеют гарантию, что их не вышлют в Россию. После окончания рассмотрения дела о предоставлении убежища, чеченцев выселяют из беженских помещений, и они не получают никаких денег. В отличие от Германии, они имеют право на работу. Однако на работу их никто не берет, так как они не знают польского языка.
Малика Абдулвахабова, которая 10 лет назад сама прибыла в Польшу как чеченская беженка, рассказала о медицинском обслуживании: " У меня очень болел живот. Врач сказал, что я должна принимать лекарство 3 раза в день. Он мне дал 2 таблетки, и у меня не было денег, чтобы купить другие". Многие беженцы травмированы, так как были подвергнуты русскими пыткам. Однако бесплатное психотерапевтическое лечение для чеченцев есть только в Варшаве.