Массовые бунты в зонах Кыргызстана широко освещаются местной и российской прессой. Однако, несмотря на столь пристальное внимание к этим событиям журналистов, очень сложно понять, что же все-таки происходит в колониях, и что послужило толчком к массовым бунтам.
Официальная версия событий выглядит так. В 31-й колонии на Молдовановке произошли беспорядки. Прибывший туда для выяснения ситуации депутат Кыргызского парламента был убит. После этого спецназ попытался схватить зачинщиков бунта, но те оказали сопротивление. В результате столкновений убито 20 человек. Десятки ранены. К массовым бунтам присоединились другие колонии.
Как видим, стандартная, в общем-то, в таком деле ситуация. Если бы не пресловутый «чеченский след».
Выясняется, что в колонии 31 сидит единственный на весь Кыргызстан вор в законе некто Батукаев Азиз, уроженец Чуйской области. Он чеченец. Вот его то и пытался захватить спецназ, после убийства депутата.
С депутатом то же не все просто. Оказывается, убитый кыргызский политик был родным братом известного в стране криминального авторитета кыргыза Рыспека Акматбаева, уроженца Иссык-Кулской области.
Как сообщают знающие источники, между Акматбаевым и Батукаевым идет многолетняя война. Если верить этим источникам, именно Акматбаев, находящийся сейчас на свободе, через своих людей спровоцировал бунт в 31 колонии, где сидит Батукаев. Целью провокации стала попытка убийства Батукаева и его окружения. Но не только.
Зэки, которые в знак протеста против массового убийства заключенных объявили голодовку, заявляют, что бунты в колониях были спровоцированы с целью политического давления на новые власти Кыргызстана, и что их просто используют в грязных политических играх.
Убитый депутат, брат криминального авторитета Акматбаева, перед тем как направиться в бунтующую колонию требовал от министра внутренних дел Кыргызстана немедленно применить войска и расстрелять бунтовщиков. Министр отказался. В это же время в столице страны стали собираться большие толпы людей, которые выдвигали различные требования к власти и угрожали новой революцией. Убитый депутат имел непосредственные контакты с организаторами этих выступлений.
На фоне криминальных бунтов с явным политическим оттенком в местной прессе появилось несколько явно провокационных и абсолютно лживых античеченских публикаций, автором которых стал Александра Зеличенко, начальник штаба МВД Кыргызстана. Этот человек известен в правительстве Кыргызстана своими тесными контактами с Москвой.
Зеличенко в своих заявлениях для прессы и интервью выступил с утверждением, что в Кыргызстане якобы проживают 50 тысяч чеченцев, 25 тысяч из которых преступники.
Высокий чин МВД не может не знать, что в стране проживают всего 3 тысячи чеченцев вместе со стариками, младенцами, женщинами, детьми, больными и инвалидами, вовсе не 50 тысяч. Эти цифры очень хорошо известны местным властям, так же как и то, что проживающие в Кыргызстане чеченцы подвергают постоянному преследованию, которое особенно усилилось в последнее время. Результатом этих преследований стало убийство нескольких чеченцев. Расследовать эти убийства МВД Кыргызстана отказывается.
Президент женского совета при чеченском культурном центре «Барт» Асет Хаджиева рассказывает, что милиция дошла до того, что демонстративно задерживает женщин и детей. Известны десятки случаев, когда МВД удерживала в камерах больных старушек и стариков под предлогом проверки личности.
Местная чеченская диаспора уверена, что за последними событиями в стране стоят конкретные политические и криминальные интересы различных кыргызских кланов, которым манипулирует Москва, старающаяся закрепить свое влияние на новые кыргызские власти, или при удачном стечении обстоятельств, сменить руководство страны.
Провокации в колониях и тюрьмах, это фирменный стиль российских спецслужб. В свое время Москва осуществила подобные провокации в Чечне, организовав через своих стукачей массовые бунты в тюрьме Грозного, и зонах в Науре и в Алдах. Тогда чеченским властям во главе с Джохаром Дудаевым удалось справиться с ситуацией, так как власти ЧРИ четко представляли, кто за всем этим стоит.
Удастся ли понять, что происходит и справиться с ситуацией властям Кыргызстана?
Адам Курбанов, Бишкек