19 ноября в Праге «Группу Действия» принял директор Департамента по убежищу и Миграционной политике МВД Чехии Томас Хайсман.
Господин Хайсман рассказал о системе запроса и предоставлении убежища в Чехии и ситуации с предоставлением статусов беженцам из Чечни.
С начала 99-го года около 10 000 человек попросили убежище в этой стране и 95 процентов из них составляют беженцы из Чечни. За весь этот период 212 человек были признаны беженцами, не исключено, что в это число входят и те, кто назвал себя чеченцем.
В 2003-2004 годах был основной поток беженцев из Чечни, но почти все они покинули страну и перебрались в Австрию, Францию и Бельгию.
После того, как произошли изменения в миграционной политике ЕС, в соответствии с Дублинской Конвенцией, беженцы, перебравшиеся в западные страны, возвращаются на территорию Чехии и по законам этой страны снимаются с процедуры запроса убежища и на два года лишаются возможности возобновить ее. Как нарушители границы, они помещаются в закрытые центры.
В вынесении решения на просьбу об убежище чешские власти руководствуются статистикой, по которой чеченские беженцы имеют последовательную тенденцию покидать Чехию, и поэтому они не нуждаются в предоставлении убежища в этой стране. Так же, как и в Словакии, по этой причине власти не относятся серьезно к заявлениям беженцев из Чечни и предпочитают не давать статус беженца чеченцам, объясняя это тем, что данная этническая группа все равно покидает Чехию, направляясь дальше в западные страны.
- За эти годы с процедуры снято 5700 человек, попытавшихся перейти границу, - говорит господин Хайсман. 1000 из них возвращены в Польшу в соответствии с Дублинской Конвенцией, а остальные, чтобы не возвращать в Россию, легализуются, они получают разрешение проживать в Чехии. Пока мы не видим причин для предоставления политического убежища для чеченцев, и считаем, что нынешняя волна беженцев из Чечни связана с экономическими проблемами.
На вопрос, какие документы и выводы послужили основанием для такого утверждения, директор Департамента сослался на некий доклад УВКБ, где, якобы, сказано, что война в Чечне закончилась, и угрозы для жизни чеченцев на территории Чечни и России нет.
На просьбу ознакомить с этим докладом, господин Хайсман сослался на то, что этот документ может быть закрытым, и он не готов его предоставить Группе.
«Группа Действия» предложила Департаменту использовать в работе по беженцам из Чечни ежегодные доклады и рапорты «Мемориала», «Гражданского Содействия» и Международной Амнистии, которые помогут сделать правильный вывод о ситуации в Чечне.
Затем «Группа Действия» встретилась с директором Организации по Помощи Беженцам (ОПУ) Мартином Разумеком. Адвокаты из этой организации занимаются юридической защитой беженцев и пишут обжалования в суд, в случае негативного решения властей по запросу об убежище.
- Чешские власти остерегаются предоставлять политическое убежище слишком большой, по их мнению, этнической группе, боясь, что это будет стимулировать увеличение этой группы за счет новых беженцев, - говорит Мартин. - Да и чеченцы не очень заинтересованы оставаться в Чехии, которая стала транзитной зоной для этой группы беженцев.
«Группа Действия» попросила объяснить, почему чеченским беженцам очень трудно добиться статуса сегодня, когда многие чеченцы поняли, что в связи с новыми миграционными законами они должны оставаться в Чехии? В центрах для беженцев находятся семьи, которые больше года ждут решения.
- Чехия предоставляет беженцам из Чечни возможность проживать на своей территории, в соответствии с 91 параграфом Закона об убежище. В нашей стране ничего их жизни не угрожает, и мы считаем, что свою гуманную задачу по отношению к чеченцам Чехия выполняет.
91-й параграф - это та же модель «толерантной карты» в Польше, при которой беженец лишается минимальной социальной защиты и оказывается на улице с единственным правом – дышать в этой стране.
Таким образом, создается впечатление, что чешские миграционные службы и даже те организации, которые имеют предназначение защитить беженцев, намеренно отказывают чеченским беженцам или безосновательно затягивают процедуру запроса, помещая их в центры для приема беженцев, косвенно подталкивая их к неправомерным действиям – к попыткам нарушить границу.
На следующий день «Группа Действия» посетила центр по приему беженцев Костелец над Орлицей, который находится в
Лагерь размещается на территории бывшей советской воинской части и чеченцы живут в казармах, питаются в солдатской столовой. «Ленинская комната» переоборудована в «телевизионную». Но высоко прибитый к стене старенький телевизор никто не смотрит и чеченские девочки решили организовать здесь танцевальную группу. Мамы сшили костюмы, папы достали допотопный магнитофон и получился праздник для всех. Эти стены впервые встретились с «невольниками», умеющими создавать радость себе и окружающим.
Семья Джанхотовых находится в Чехии уже два года, они получили негатив, обжаловали это решение властей и надеются получить убежище.
- Мы не хотим отсюда никуда уезжать, мы просим убежище в этой стране, наши дети все говорят по-чешски, у них есть друзья среди чешских детей. Если нам опять откажут, это будет трагедия для наших детей.
- Когда мы впервые сюда приехали, здесь было до 400 чеченцев. Почти все они уехали, так и не дождавшись статуса, рассказывает Аблулвагапов Хусейн, отец 4-х детей. - Мы ждем 2 года. Недавно получили 91-й параграф, по которому мы должны покинуть лагерь. Мы обжаловали это решение властей, а иначе, куда мы денемся? Дети учатся отлично, две дочери занимаются дзюдо, имеют уже желтые пояса. А младшая рисует, в школе считают, что у нее есть талант.
- Адвокаты, которые работают по нашим досье, не выиграли ни одного дела, - добавляет Магомадова Луиза.- Они откровенно говорят нам: ваше дело не продвинется, это не зависит от старания адвоката. Нас просто выталкивают из страны, провоцируя на нарушение границы. Но мы пытаемся не поддаваться, надеемся дождаться положительного решения.
На стенах комнаты, где собрались обитатели центра, наклеены листки бумаги с чешскими и английскими словами, это своеобразный самоучитель языка. Служащий лагеря, увидев в этом нечто необычное для беженцев, сказал: «Вы все-таки собираетесь на запад!»
На прощание девочки устраивают маленький концерт чеченского танца в «ленинке» бывшей советской военчасти. Им от души аплодируют китайцы, индийцы, непальцы, совершенно непонимающие, что пережили эти дети, прежде чем попали сюда, в страну, которая не признает их беженцами.
Следующая встреча «Группы Действия» состоялась в небольшой деревне Заставка, где в социальном общежитии живут несколько чеченских семей, получивших гуманитарный статус по болезни.
В маленькой комнате, где едва помещаются две кровати и шкаф, живет семья Зураба, состоящая из 6 человек. Один из его детей – инвалид детства, и благодаря этому печальному факту семья получила гуманитарный статус. В соседней комнате живут Ахмед и Хеда с маленьким Амиром. Ахмед потерял зрение, но еще не получил инвалидность и поэтому не может устроиться в школу для слепых, которая к тому же находится только в
Чеченские беженцы в Чехии считают, что они могли бы здесь прижиться, им нравится климат, доброжелательность чехов, да и язык более понятен, если бы чиновники отнеслись к ним как к людям, действительно ищущим и нуждающимся в убежище.
Не так уж их и много по всей Чехии, но власти, к сожалению, не заинтересованы в предоставлении им убежища и в дальнейшей их интеграции.
21 ноября прошла встреча «Группы Действия» в Северо-Каказской редакции радио «Свобода», где члены Группы выступили с предложением начать кампанию широкого информационного освещения проблемы чеченских беженцев в Европе, и ответили на вопросы журналистов. Первая информация о результатах исследований «Группы Действия» уже появилась на ленте «News.ru», а телеканал «Аль-Джазира» заинтересовался ситуацией с чеченскими беженцами в Словакии.
«Группа Действия» так же встретилась с руководством чеченской диаспоры в Чехии. Заместитель Председателя Ассоциации беженцев профессор Баудин Кадиев рассказал о жизни диаспоры в этой стране и выразил готовность к взаимодействию с Группой и поддержке инициатив, направленных на улучшение положения и помощь в интеграции чеченских беженцев в Чехии.
В поездках по лагерям беженцев, встречах с чешскими властями и неправительственными организациями принимала участие известная правозащитница Мириам Евикова, которая была похищена на Северном Кавказе и недавно освобождена. Мириам Евикова вошла в «Группу Действия» и намерена заниматься темой интеграции чеченских беженцев в Чехии и Словакии по проектам Группы.
Пресс-служба Департамента по связям с вайнахской диаспорой