Генерал Ермолов подключился к следствию

1 декабря 2005 в 15:05
Генерал Ермолов подключился к следствию

Спустя полтора месяца после нападения на Нальчик жители города живут в еще большем ужасе. Их атакует местная милиция. С жестокостью, сравнимой лишь с андижанскими событиями, милиционеры расправляются с горожанами, увечат, отрезают им пальцы и выбивают признательные показания, а в противном случае – убивают.

 

В Кабардино-Балкарии продолжаются массовые задержания в связи с октябрьским нападением на силовые структуры в Нальчике. В четверг стало известно о задержании еще одного предполагаемого участника нападения на Нальчик. Об этом сообщил источник РИА «Новости» в правоохранительных органах республики. По версии следствия, 24-летний житель села Верхний Куркужин был схвачен на углу улиц Толстого и проспекта Ленина с пистолетом Макарова, похищенным во время нападения на управление госнаркоконтроля в Нальчике в декабре прошлого года.

 

К сегодняшнему дню, по официальной версии, проверке подверглись уже более 2000 подозреваемых в причастности к вооруженному мятежу. 51 из них арестован. Им предъявлено обвинение по нескольким статьям одновременно. Самое тяжкая из которых – терроризм.

 

Во всех случаях обвинительная база основана на признательных показаниях задержанных.

 

Правозащитники, между тем, бьют тревогу. Заявления о массовых репрессиях и пытках в Кабардино-Балкарии звучат уже на международном уровне. Обеспокоенность некоституционными методами, применяемыми силовиками в отношении арестованных и вообще граждан республики выразила на прошлой неделе в своем специальном докладе организация Human Rights Watch.

 

Адвокатов некоторых подозреваемых последовательно отстраняют от работы. В том числе отстранена от ведения дела и Инна Комиссарова – адвокат бывшего узника американского лагеря Гуантанамо Расула Кудаева. Инна активно комментировала в СМИ незаконность своего отстранения. В среду Комиссарова сообщила корреспонденту «Газеты.Ru», что за эти выступления милиция пригрозила ей судебным разбирательством. «Все признания моего подзащитного и большинства других арестованных выбиты под пытками», – утверждает адвокат Расула Кудаева. «Газета.Ru» публикует фотографии арестованных. Фото сделаны в УБОПЕ МВД КБР спустя три недели после ареста. Следы допросов за это время частично стерлись, но не окончательно. Например, у Кудаева, если не учитывать неественных размеров головы, других признаков допроса с пристрастием нет.

 

Мать Кудаева Фатима Текаева рассказала «Газете.Ru», что на днях вернулась из Лондона, где представляла интересы сына на конференции бывших узников американских лагерей. Фатима представила там справку от врача скорой помощи, который был вызван в УБОП Кабардино-Балкарии для оказания помощи Кудаеву. Справку Фатима Текаева смогла получить только после вмешательства прокуратуры – доктору запретили ее писать в МВД.

Желание милицейских чиновников скрыть результаты медосмотра понятно – в справке врач написал: «При внешнем осмотре больной не подавал признаков жизни».

 

Напомним, что причастность Расула Кудаева к нападению на Нальчик, по словам замгенпрокурора России Николая Шепеля, доказана полностью. В основном его собственными признательными показаниями. Причем, бывший талиб, как утверждает Генпрокуратура, признался, что был не простым боевиком, а руководил одной из групп.

 

По словам другого адвоката, Ларисы Дороговой, спустя полтора месяца после 13 октября, ужас у местных жителей только усиливается. «Каждый живет в страхе, потому что ждет, что в любую минуту могут забрать сына. И никому не там не интересно – виновен человек или нет. Происходит то, что называется массовые репрессии», – говорит Дорогова. Лариса сама подвергается многочисленным нападкам. Она стала первым адвокатом, отстраненным от ведения дел по событиям 13 октября.

Корреспондент «Газеты.Ru» стал свидетелем того, как на просьбу Дороговой пропустить ее в здание МВД для встречи со следователем милиционер в погонах майора ответил: «Ермолова на вас на всех не хватает!» (имелся в виду царский генерал Алексей Ермолов, усмирявший горцев).

 

Большинство из тех, кто выбрался живым из стен милиции, по-своему интерпретирующей историю колонизации кабардинцев генералом Алексеем Ермоловым, предпочитают молчать о том, что с ними там происходило. Самый свежий пример – 26-летний М. из пригорода Нальчика селения Вольный аул (из соображений безопасности он не раскрывает ни своего имени, ни фамилии). Он был задержан дома на глазах у родных и соседей на прошлой неделе. М. накинули на голову черный пакет, перетянули его вокруг шеи и в таком виде вывели со двора.

 

Спустя день молодого человека нашли в лесополосе со следами многочисленных побоев, электрических и сигаретных ожогов, обгоревшими ногтями и наполовину отрезанным мизинцем. Родные М. и сам пострадавший категорически отказываются обращаться к адвокатам. Мотивация одна – убьют.

 

Боятся говорить с журналистами или правозащитниками и те, чьих родных уже убили. Бетал Дзагалов еще два дня назад рассказывал журналистам о недоеденной булочке, оставшейся на кухонном столе, после того как его сына Бориса забрали милиционеры. Это случилось 14 октября утром. Через день Бетала пригласили в морг на опознание. У сына не было половины лица. Отцу сказали, что Борис убит на улице с оружием в руках. После того, как он начал рассказывать журналистам о цинизме милиционеров, в этот понедельник с отцом серьезно поговорили люди из здания УФСБ на углу Ногмова и Ленина. Теперь мужчина, потерявший единственного сына, отказывается встречаться с прессой.

 

Борис Дзагалов – не единственный, чье тело не вписывается в версию МВД. Заур Псануков был арестован 14 октября. В милиции говорят: выбросился из окна УБОП, от чего умер. Однако все окна в здании УБОП зарешечены. Другой случай: 18 октября МВД Кабардино-Балкарии распространило заявление о том, что в лесу в окрестностях Нальчика найден труп боевика – Эдуарда Ахметова. На фото было видно, что раны обрабатывались зеленкой. Однако днем раньше к зданию прокуратуры КБР, куда родственники убитых приходят просить отдать им тела, прибежала заплаканная женщина. «Моего сына только что добили в реанимации!», - кричала она. Это была мать Эдуарда Ахметова.

 

Газета.ру

© Kavkazcenter.com 2020