Еще в начале текущего года директор Федеральной службы России исполнения наказаний (ФСИН РФ) Юрий Калинин заявил, что не располагает данными о местонахождении террористов, совершивших теракт против экс-президента ЧРИ Зелимхана Яндарбиева и его тринадцатилетнего сына Дауда.
Калинин при этом добавил, что приговор катарского суда не является основанием для содержания под стражей в России. Заявление главы ФСИН РФ ставило множество вопросов, и тогда газета «Версия» подняла свои связи в структурах российских спецслужб, чтобы получить на них ответы.
Напомню, что в самом начале по обвинению в совершении теракта были арестованы трое русских. Один из них – организатор теракта Александр Фетисов, был отпущен, так как числился первым секретарем посольства России в столице Катара Дохе и обладал дипломатической неприкосновенностью.
Двое арестованных исполнителей дали на предварительном следствии признательные показания и были приговорены к 25 годам лишения свободы, что считается в Катаре пожизненным заключением. Для вызволения террористов были задействованы огромные ресурсы.
Путин лично звонил эмиру Катара шейху Хамаду бен Халифе Аль Тани и президенту США Джорджу Бушу. Когда суд подходил к концу, в Катар даже прибыл Генсек ООН Кофи Аннан. За террористов просили даже отставные сотрудники ЦРУ.
Остается только гадать, какой ценой далось России искомое решение, но как бы то ни было, эмир Катара вступил в сговор с Путиным, и передал России убийц своего почетного гостя, под предлогом того, что террористы будут отбывать свой срок в российской тюрьме. За соблюдением этого условия должна следить специальная комиссия ООН.
Отмечу, что по российским законам их нельзя амнистировать, помиловать или как-то смягчить наказание. Однако, как справедливо отмечала «Версия» при нынешнем режиме в России данное положение можно легко обойти. Для того чтобы чиновники ООН заинтересовались судьбой осужденных террористов, требуется официальный запрос из Катара об их месте нахождения.
Однако, отмечала «Версия», такой запрос вряд ли поступит, поскольку еще во время следствия была достигнута, договоренность о том, что террористы будут освобождены. И спецслужбы Катара согласились с этим. Но даже если в ООН все-таки решат проверить, где отбывают срок террористы, потребуется непростая процедура.
Необходимо будет сделать предварительный запрос, дождаться ответа на него и лишь после этого прислать инспекцию. Времени достаточно, чтобы на период ее работы пустить «пыль в глаза» и разместить террористов в изоляторе «Лефортово».
Напомню, что переговоры с Катаром в основном велись об изъятии из материалов дела показаний террористов на руководство России. В деле фигурировали имена президента России и министра обороны России Иванова. А для того чтобы эти имена не смогли вновь всплыть, договорились о выдаче самих террористов и убрали из дела их настоящие имена. «Версия» высказала мнение, что теперь их разыскать будет невозможно.
В феврале этого года, чеченские журналисты поднимали вопросы, связанные с судьбой двух русских террористов, но после того как они были переданы российской стороне, их дальнейшая судьба была покрыта завесой тайны. В 2004 году 23 декабря они были самолетом переправлены в Москву.
Им была организован не только душевный прием, но и триумфальная встреча. Словно космонавты, совершившие космический подвиг они прошествовали по расстеленной перед ними «красной дорожке», дальше их следы теряются. «Версия» тогда писала, что террористам была выделена жилплощадь в Москве, они прошли реабилитационное лечение и вскоре должны приступить к своей основной работе.
Однако накануне о них вновь заговорили. Российские СМИ со ссылкой на директора Департамента международного права и сотрудничества Минюста России Саака Карапетяна сообщают, что террористы, якобы находятся в местах лишения свободы. «Эти лица находятся там, где должны находиться», - двусмысленно заявил Карапетян, комментируя слухи об освобождении двух россиян.
При этом представитель Минюста РФ не стал уточнять их местопребывание, сославшись на то, что данный вопрос входит в компетенцию того самого Юрия Калинина, который год назад, нисколько не смущаясь, заявил, что приговор катарского суда не является основанием для их содержания под стражей в России.
В этой связи следует отметить, что 23 декабря исполняется ровно год как террористы были переданы российской стороне, и «на носу» комиссия ООН, которая вот-вот должна «нагрянуть» с проверкой, предварительно оповестив о своем визите. Такие приемы широко используются в России на вольном поселении.
Комиссия дает «утечку» о своем визите, предоставляя работникам комендатуры время, чтобы собрать на месте «химиков», которые за определенную мзду целый месяц живут на свободе, и по его истечению приходят отмечаться в комендатуру.
В ООН этот срок, по всей видимости, равняется одному году. Напомню, что Генсеком ООН также остается все тот же Кофи Аннан, который прилагал посреднические усилия в передаче террористов России. Право делать выводы оставляю за читателем.
Алхазур Джалилов