На фото: Митинг перед зданием ПАСЕ 25.01.2005
Чеченский правозащитник, председатель международной организации «Мир и права человека» Саид-Эмин Ибрагимов дал краткое интервью агентству «КЦ» по итогам заседания ПАСЕ и акции чеченской диаспоры в Страсбурге, приуроченной к обсуждению «чеченского вопроса».
25 января в Страсбурге состоялась демонстрация и митинг чеченской диаспоры Европы. В этот же день ожидалось ваше выступление в ПАСЕ. Вам удалось выступить перед депутатами Парламентской Ассамблеи?
Начну по порядку. 25 января в 10 часов 30 минут началась демонстрация чеченской диаспоры Европы, приуроченная обсуждению чеченской темы в ПАСЕ. Несмотря на сильнейших холод в акции приняли участие более 400 человек, которые прибыли из разных государств Европы. Два автобуса с делегатами не смогли добраться до Страсбурга из-за дорожных проблем связанных с ненастной погодой и были вынуждены развернуться обратно.
Колонна прошла через весь Страсбург, стартовав с площади Университетская. Перед зданием ПАСЕ демонстрантов встретили пикетчики, которые участвуют в акции уже три дня.
В 12 часов 15 минут, как и было договорено, меня, главу парламентского комитета Ахъяда Идигова и моего помощника пригласили в здание ПАСЕ. Однако вместо обещанного слова в прениях по чеченской теме, руководство ПАСЕ организовала пресс-конференцию. И хотя пресс-конференция была действительно представительная и довольно внушительная, мы выразили разочарование тем фактом, что руководство ПАСЕ не сдержало своего слова.
Несмотря на это, решили не отказываться от пресс-конференции. В ней так же принял участие докладчик по чеченской теме Рудольф Биндиг и ряд других депутатов ПАСЕ.
И как вы расцениваете эту ситуацию?
Мы прекрасно понимаем, что пресс-конференция была организована как некий оправдательный момент со стороны руководства ПАСЕ, как своего рода игрушка для ребенка, что бы он не обиделся. Но мы не дети. А про обиды мы уже давно не вспоминаем. У чеченцев другая проблема – физически выжить и не исчезнуть с лица земли.
Поэтому мы воспользовались этой пресс-конференцией, что бы донести до общественности наши требования. И хотя Биндиг, которому мы публично выразили искреннюю благодарность за его попытку хоть как-то сдвинуть «чеченский вопрос» с места, заявил, что его доклад по Чечне поддержало две трети депутатов и была принята соответствующая резолюция, осуждающая нарушение прав человека в Чечне, мы дали четко понять, что это не то решение, которое может действительно сдвинуть процесс с места.
Резолюция ПАСЕ с осуждением нарушения прав человека в Чечне хоть и важный документ, но он носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным.
Я должен получить весь пакет документов по чеченской теме, которая обсуждалась в ПАСЕ. Только после этого можно говорить о перспективе продвижения нашего вопроса в нужном направлении. Пока же очевидно, что до тех пор, пока резолюция ПАСЕ не будет одобрена постановлением Кабинета Министров Совета Европы, этот документ будет лишь декларацией.
Вы ожидаете, что КМ СЕ примет соответствующее постановление?
Мы намерены работать в этом направлении вместе с группой депутатов ПАСЕ. Принятие такого постановления придало бы резолюции ПАСЕ обязательный для выполнения юридический статус, и это было бы большим шагом.
Я напомнил и журналистам и депутатам ПАСЕ, что лишь приостановил свою акцию голодовки. У меня нет другого оружия, и если наше требование не найдет действительного, а не декларативного понимания в Европейских политических структурах, я возобновлю свою акцию и на этот раз доведу ее до конца.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы?
Сама конструкция европейской политической машины весьма бюрократизирована. Кроме того, сильнейшее влияние здесь имеет Россия, которая используют энергетическое оружие против европейцев в качестве шантажа. Работа будет очень трудной. Но мы сделаем все, что от нас будет завесить.
Будут ли продолжены акции и митинги в Страсбурге?
25 января мы провели основную акцию. Считаю, что она прошла очень успешно. После демонстрации состоялся митинг, в котором приняли участие наши депутаты парламента. Выступающие объясняли суть происходящего процесса. Люди скандировали лозунги и требовали прекратить замалчивать чеченский вопрос. Все было очень действенно и привлекало большое внимание.
Однако был и крайне неприятный момент. Совершенно неадекватно повел себя министр иностранных дел
Как бы там ни было, мы считаем, что акция 25 января прошла очень успешно. Люди еще раз показали свою политическую грамотность и искренность за что я им все очень благодарен.
Мы не намерены останавливать нашу борьбу в Европе.