Интервью с руководителем Ассамблеи защиты суверенитета ЧРИ Ахмадом Сардали.
Некоторое время назад руководство АЗС ЧРИ сообщило, что временно приостанавливает свою деятельность до получения разъяснений от руководства ЧРИ о соответствии деятельности общественно-политической организации Шариату. Этому решению предшествовали заявления некоторых официальных структур ЧРИ за рубежом, выступивших с обвинениями в адрес вашей организации, которой инкриминировался «подрыв государственного строя». Вы не могли бы внести некоторую ясность в ситуацию?
За время своей деятельности Ассамблея приобрела авторитет и широкую популярность. Вопрос стоял об открытии региональных отделений в разных странах мира. Первым шагом в этом направлении было назначение представителя нашей организации в США.
В этой связи напомню, что основной миссией АЗС ЧРИ является политическая защита суверенитета ЧРИ и моджахедов. Организация была создана, как реакция на попытку навязать чеченскому народу так называемую «концепцию обусловленной независимости» и постоянное шельмование чеченских моджахедов, которых и русские оккупанты, и некоторые наши деятели за рубежом обвиняли в терроризме.
Мы также разъясняли международной общественности причину агрессии РФ-России против чеченского государства. Ассамблея в своей деятельности отстаивает дух и принципы Конституции ЧРИ, которая является отражением волеизъявления чеченского народа, я имею в виду Общенациональный Конгресс чеченского народа от 25 ноября 1990 года. Ассамблея - это общественная организация, и она не стремиться подменить собой государственные структуры.
Наша Ассамблея проводит работу против оккупационного, преступного российского режима и его политики на международном уровне, мы критикуем то, что является отклонением от той линии, которая вредит суверенитету и ослабляет наше сопротивление против российской агрессии. По сути, мы выполняем требование действующей Конституции ЧРИ, а некоторые деятели, похоже, еще не отказались от попытки навязать нам так называемую концепцию «обусловленной независимости». За весь период своей работы Ассамблея не получала ни одной претензии от руководства ЧРИ.
Но вдруг 9 января, по истечении 14 месяцев нашей работы, появляется удивительное заявление администрации президента, в котором деятельность АЗС ЧРИ объявляется «провокационной». Сама форма подачи заявления была такой будто речь идет о разоблачении некой ранее неизвестной преступной группировки.
Против нас были выдвинуты серьезные обвинения: подрыв основ суверенитета государства, политические диверсии, дискредитация государственных структур, политический авантюризм, в общем, практически всё, что в УК СССР, называлось «расстрельными статьями». Даже в самом названии нашей организации было усмотрено «недоверие к власти».
Против АЗС ЧРИ был задействован весь арсенал административных ресурсов, в широкой тени которого на целых две недели укрылась агрессия России и продолжающееся убийство чеченского народа. Для расследования нашей «провокационной деятельности» даже была создана «специальная комиссия».
Дело дошло до абсурда, когда был брошен клич с призывом к мобилизации и сплочению всех чеченских общественных организаций (но не перед российской агрессией) а…. «перед лицом надвигающейся угрозы со стороны известных лиц, возглавляющих Ассамблею».
Травля АЗС ЧРИ сопровождалась оскорбительными статейками, совсем как во времена коммунистических репрессий. Грустно было наблюдать за «сознательным элементом», который рвал и метал, словно сойдя с трибун 30-х годов - «смерть собакам-шпионам». Вице-премьер чеченского правительства лично по нескольку раз обзвонил всех членов АЗС ЧРИ и предложил им выйти из состава организации. В итоге этого подвижничества, работа Ассамблеи была отчасти парализована.
Но, как говорится, нет худа без добра. Сегодня, благодаря этой истории, в Ассамблее остались те, кто полностью лишен атавизмов командно-административной системы.
Как бы там ни было, бывшие члены Ассамблеи заслуживают благодарности, хотя бы за то, что в свое время решились оказать помощь в политической защите статуса ЧРИ, когда ему реально угрожала опасность. Но эта опасность еще не миновала, пока действует представитель ПАСЕ по Чечне Андреас Гросс, и существует программа Немцова по «примирению».
Что касается «специальной комиссии», которая должна была «расследовать» нашу деятельность, то мы более двух недель дожидались ее появления и были готовы дать исчерпывающие ответы на любые интересующие ее вопросы, хотя эта же «комиссия», да и любой человек могут поднять архивы нашей деятельности на сайтах чеченских агентств и ознакомиться с ними.
Реальной же причиной столь неадекватного поведения некоторых наших чиновников стало обращение руководства АЗС ЧРИ к вице-премьеру чеченского правительства за рубежом и главе МИД ЧРИ.
Главным поводом этого обращения стали поступившие в Ассамблею тревожные сигналы о проведении русскоязычными организациями в Бельгии конференций, и распространение среди чеченских беженцев листовок с предложениями принять в них участие. По сути, проведение таких мероприятий, и участие в них наших соотечественников должно было, в первую очередь, обеспокоить не нас, а наших представителей за рубежом и администрацию, потому что хорошо известно, что проводятся они с подачи российских спецслужб. Но этой обеспокоенности как не было, так и нет до сих пор.
Кроме этого, еще задолго до всей этой истории, на территории Бельгии проводились увеселительные мероприятия, которые перманентно организовывались «президентом» чеченской общины в Бельгии, которая, как выяснилось теперь, не является «президентом». Очередное сообщение о концерте в Бельгии пришлось на время голодовки Сайд-Эмина Ибрагимова и массовых отравлений чеченских девочек в Шелковской.
Так же выяснилось, что «руководство» общины Бельгии сотрудничает с журналом «Дош», издаваемым коллаборационистами, и имеет тесные связи с коллаборационистами М. Сайдулаевым и Джабраиловым, что не особенно скрывалось от членов АБЧ. При необходимости это могут подтвердить свидетели соответствующих признаний. Поэтому очень странно, что вместо расследования названных фактов вдруг озаботились «разоблачением» Ассамблеи, указавшей на эти факты. В ближайшее время нашим соотечественникам станет известно о не менее серьезных фактах из деятельности этих лиц.
Что касается «подмены государственных структур», в которых нас обвинили, то эта подмена заключается в том, что более двух недель голодающий Ибрагимов оставался без внимания чеченских официальных представителей за рубежом. После того, как он был госпитализирован, мы забили тревогу, и обратились к нашим представителям. Понимая, что речь идет о проблеме всего чеченского народа, и следуя элементарному чеченскому этикету, мы решили помочь Ибрагимову, и взяли на себя освещение его акции протеста.
Вероятно, это и было истолковано, как «провокация» и «попытка подменить государственные структуры». Вместо того чтобы прислушаться к нашим предложениям, нас стали шельмовать, поносить и обвинять, в попытках «заработать политические дивиденды», хотя в самом начале акции Ибрагимова, Ассамблея ясно и однозначно выступила против ее проведения (и выступает сегодня против подобных акций), а когда появилась угроза его жизни, первой направила Ибрагимову обращение с предложением прекратить голодовку.
Мы очень сомневаемся, что ПАСЕ и другие международные организации, спустившие кремлевским чекистам сотни тысяч чеченских жизней, могут обратить внимание на гибель одного человека, а если и обратят, то для того чтобы затем отмахнуться от него. Так оно и вышло.
И, тем не менее, один Ибрагимов смог добиться того, чего не могли добиться все наши деятели за рубежом вместе взятые. Во всяком случае принятие резолюции по Чечне - это заслуга принадлежит Ибрагимову. И если уж говорить о «попытках подмены государственных структур», то было бы, как это не иронично, куда резонее направить свои претензии к Ибрагимову.
Сама акция Ибрагимова, как выясняется сегодня, оказалась не по душе многим нашим политикам, чья бездеятельность на фоне акции чеченского правозащитника стало очевидной. Заняв позицию сторонних наблюдателей, они, в конце концов, облили этого человека грязью.
Кстати в Пресс-релизе Парламента ЧРИ, Р. Биндиг отрицает, что он обещал С-Э Ибрагимову заняться поднятыми им проблемами, и утверждается, что его секретарь Гюнтер Ширмер не предлагал Ибрагимову совместную работу по чеченской тематике…
Это лукавство, покрываемое некоторыми членами нашего парламента. Несостоятельность этих утверждений разоблачает письмо трех европарламентариев. Письмо это с подтверждением их подписей опубликованное в печати, было передано лично в руки Ибрагимову главой Комитета Парламента ЧРИ по внешним связям А. Идиговым, который, собственно, и инициировал процесс привлечения европарламентариев к акции протеста. Вот полный текст этого письма:
РИИГИКОГУ (Парламент Эстонии)
Настоящей подписью члена парламента Эстонии и Парламентской Ассамблеи Совета Европы я, Андрес Херкель, подтверждаю подлинность следующего текста и подписи. Я уверен, что есть еще много членов ПАСЕ, готовых с нетерпением разделить наше мнение, как сделал это своим сообщением нам господин Биндиг, в ответ на запрос – голодовку господина Ибрагимова.
«Мы, члены Парламентской ассамблеи Совета Европы призываем Саид-Эмина Ибрагимова к прекращению голодовки. При этом находим, что выраженная голодающим глубокая обеспокоенность массовыми нарушениями прав человека в Чечне, является обоснованной. Нам не нужна очередная жертва чеченского народа. Нам нужен Саид-Эмин Ибрагимов для того, чтобы вместе с ним заниматься поднятыми им проблемами и способствовать прекращению страданий чеченского народа. Считаем необходимыми значительно более решительные действия со стороны Совета Европы и других международных организаций по защите прав человека в Чечне. Настоящим мы выражаем личную готовность, предпринять шаги в этом направлении.
С уважением,
Андрес Херкель депутат Совета Европы
Марко Михельсон, глава делегации Эстонии в ПАСЕ
Рудольф Биндинг, докладчик ПАСЕ о ситуации по правам человека в Чечении».
Андрес Херкель
подпись
11.01.2006
У нас имеется оригинал этого письма на английском языке, а у самого Ибрагимова видеоматериалы о встрече с генсеком ПАСЕ. И теперь судите сами, кто прав. А вот еще одно письмо, с которого все и началось. Его написал известный депутат Европарламента от Литвы Витаутас Ландсбергис:
Комитет по Иностранным делам
Подкомитет по Правам человека
2006 01 04
Брюссель
Дорогие коллеги!
Согласно моей информации, полученной сейчас по телефону, поскольку письмо об этом еще в пути, есть человек, который уже 24-ый день проводит акцию голодовки у входа в здание Совета Европы в Страсбурге. Этот человек – чеченец, и зовут его Ибрагимов. Он начал голодовку 10 декабря
С уважением,
Витаутас Ландсбергис
Депутат Европарламента
Хорошее письмо, не правда ли? Спасибо Ландсбергису! Именно на это письмо откликнулся Биндиг и другие депутаты Европарламента.
Это одна сторона вопроса. Перейдем к нашему внешнеполитическому ведомству, мимо которого, как и прежде, проходят самые значимые события – ноздря, в ноздрю повторяя своих предшественников из Вашингтона, и не надо принимать обиженные позы, когда указывают на это.
Глава МИД ЧРИ оскорблено заявил, что кто-то пытается подмочить его репутацию и «опорочить его деятельность». Но можно ли опорочить то, чего нет? Ведь за все время работы МИД ограничилось десятком пресс-релизов и заявлений, в которых не содержится ни одного намека на признание независимости нашего государства. А кто как не МИД должен добиваться решения этой важнейшей задачи, и направить всю свою энергию в этом направлении? Но этого нет.
Еще один важный момент. Как известно, Закаев потребовал от специального докладчика ПАСЕ по Чечне Гросса не упоминать его имя, после того как Гросс заявил о том, что он якобы обсуждал с ним проведение так называемого «круглого стола» с коллаборационистами. Вот где надо бы главе
«Мы не видим к этому никаких непреодолимых препятствий. Более того, мы считаем, что в российско-чеченских отношениях нет проблем, по которым нельзя было бы достичь разумных, взаимоприемлемых решений. Такова наша позиция», - заявляет Ферзаули.
Мы же считаем, что проблемы в российско-чеченских отношениях как раз есть, и эти проблемы очень большие. Если глава МИД не видит «непреодолимых препятствий», нужно поделиться этим с чеченской общественностью, которой очень хотелось бы знать, каким путем они будут преодолеваться. Заявление о том, что «чеченское руководство знает, что делает» ни о чем не говорит. Поэтому вопросы остаются, и когда нашим чиновникам их задает Ассамблея, вместо ответов на них появляются обвинения в «подрыве государственного строя» и «провокациях».
Дело выглядит таким образом, что именно Ассамблея является самым большим препятствием в российско-чеченских отношениях. Мы же просто бдительны к действиям наших политиков. Это многим не нравится. Дело уже дошло до того, что нас объявили «законспирированными ваххабистами». Удивительно, что этот эфэсбэшный ярлык, которым активно пользуются кадыровцы и русские оккупанты, навешивая его на чеченских моджахедов и президента ЧРИ Садулаева, используется нашими деятелями против АЗС ЧРИ, и это не голословные утверждения.
На днях было распространено сообщение от АТЦ ЧРИ о том, что в общественные организации ФСБ внедряет своих агентов. Экс-чекист Гордиевский сделал даже комментарии по этому поводу?
Надо быть разборчивым в объективной информации и информации поступающей на потребу дня. Это заявление появилось одновременно с требованием перерегистрацией общественных организаций. Меня в этом заявлении смутил тот факт, что в числе стран, которые в нем упоминаются, находится Латвия. Мои знакомые журналисты из Риги связались со мной и выразили удивление этим сообщением. Ведь в Латвии вовсе отсутствует чеченская диаспора, чтобы внедрять в нее агентов ФСБ! К тому же, эта «ценная» информация запоздала минимум на несколько лет, и в среду чеченских организаций и диаспоры давно внедрены не только агенты ФСБ, но и сами работники этой преступной группировки. Об этом известно даже малым детям.
Что касается комментариев по этому поводу бывших работников ФСБ, то мне они не интересны. У нас разная борьба – они борются за власть со своими оппонентами из банды Путина. У нас совершенно разные цели, и не надо связывать борьбу чеченского народа исключительно борьбой с режимом Путина. Тот же Березовский всегда открыто заявлял и заявляет сегодня, что он против независимости ЧРИ. Так какая разница нам чеченцам, кто там будем сидеть в кремле – Путин, Березовский или Гордиевский.
Комментарии Гордиевского не открыли нам ничего нового. Много ли пользы в предупреждении ревностного мусульманина о запрете для него употребления свиного мяса и алкоголя?
Каковая сейчас ситуация в Ассамблее?
В последнем заявлении администрации от 23 января, утверждается, что конфликт вокруг деятельности Ассамблеи Защиты Суверенитета ЧРИ исчерпан.
Поясню. Совсем недавно, между Закаевым и мной состоялся телефонный разговор, в котором выяснилось, что между внешнеполитическими ведомствами и нами не существует никаких противоречий. Перед нами стоят одни задачи. И мы намерены всячески помогать чеченскому руководству (в первую очередь президенту ЧРИ Садулаеву) и в дальнейшем. Каждый делает работу в меру своих сил и возможностей. Мы общественная организация и, конечно же, никак не можем заменять правительственные структуры. Это очевидно.
В ходе нашей беседы выяснилось, что поднятые Ассамблеей вопросы имеют место быть, и мы пришли к согласию о необходимости взаимодействия, и договорились решать создавшуюся проблему справедливо, руководствуясь существующими положениями и нормами о деятельности общественных организаций. То есть состоялся совершенно здоровый диалог, и мы всегда готовы к диалогу и компромиссу. Но выдвинутые в наш адрес обвинения со стороны администрации, а затем объявление о том, что, мол, «все путем», нас совершенно не устраивает.
Во-первых, создание «следственной комиссии» по деятельности общественной организации администрацией президента само по себе нонсенс. Как является абсолютным нонсенсом и заявление о том, что перерегистрация общественных организаций необходима для того, чтобы государственные структуры взяли их под свой контроль. Этого не позволяли себе даже коммунисты. Где же это видано, чтобы ОПО контролировала власть?
Совсем другое дело критика правительства, чем и занималась АЗС ЧРИ, и что нам пытались инкриминировать, как желание контролировать госструктуры. Контроль над правительственными структурами по определению не может находиться в зоне деятельности ОПО, это прерогатива Парламента.
Во-вторых, остается открытым вопрос о нашей «провокационной деятельности». В последнем заявлении не содержится даже намека на то, что нет предмета для расследования нашего «дела», а нам обещали сделать именно такое заявление, и надо понимать так, что безосновательные обвинения, выдвинутые против АЗС ЧРИ, остаются в силе. В этой связи, если не будет предприняты конкретные шаги по дезавуированию всего этого абсурда, мы намерены продолжить свою деятельность, и подать на своих обвинителей заявление в Шариатский суд.
Что вы намерены делать дальше?
Благодаря всей этой истории, в Ассамблее произошла реорганизация. Союз Кавказских журналистов является правопреемником АЗС ЧРИ, как инициатор ее создания. Требование о перерегистрации общественно-политических организаций (это вообще тема для отдельного разговора, хотя бы потому, что оно странным образом совпало с объявлением охоты на общественные организации Кремлем), не распространяется на СКЖ.
В отличие от общественно-политических организаций СКЖ является профессиональным Союзом, что указано в его Уставе. Напомню также, что СКЖ учрежден кавказскими журналистами и Экс-президентом ЧРИ З. Яндарби. 6 сентября 2001 года в Баку состоялся Съезд СКЖ, на котором были избраны органы управления и подтверждены положения Устава и Программы СКЖ на период военных действий России против Чеченского Государства.
Во время проведения Съезда мы получили поздравительные телеграммы от З. Яндарбиева, А.Масхадова, депутатов Парламента ЧРИ, и ряда политических деятелей и правозащитников.
Мы отказались от коллективных союзов, и теперь в Ассамблею можно вступить в индивидуальном порядке, Устав организации это позволяет.
Кроме того, напомню еще раз, что мы направили письмо в адрес президента ЧРИ и ждем ответа. Учитывая это, мы намерены продолжить свою работу в соответствии с Уставом АЗС ЧРИ, который дублирует Устав СКЖ, делая на данном этапе упор на организационные моменты.
Записал Ваха Хасанов
«Кавказ-Центр»