В Татарстане судят пятерых мусульман по так называемому «делу» об организации «Исламский Джамаат», который обвиняются в терроризме. Однако многие эксперты считают это дело сфабрикованным спецслужбами России, сообщаю некоторые российские СМИ.
Обвиняемым инкриминируется "участие в незаконном вооруженном формировании", "приготовление к терроризму", "участие в деятельности религиозного объединения экстремистской направленности", "незаконное приобретение, хранение, перевозка оружия и взрывных устройств".
По утверждению ФСБ члены "Исламского джамаата" в преддверии 1000-летия Казани якобы готовили взрывы на заводе "КамАЗ", "Нижнекамскнефтехиме" и Казанском вертолетном заводе, а непосредственно в день празднования намеревались устроить стрельбу на улицах Казани.
Прокуратура и местное управление ФСБ, которое сообщило о разоблачении "экстремистского подполья", утверждают, что задержанные осенью 2004 года члены Джамаата проходили подготовку в военно-полевом лагере в горной местности Башкирии, где складировали большое количество оружия, продовольствия и медикаментов. Конечной целью мусульман, говорят в ФСБ Татарии, была дестабилизация обстановки в республике и создании в Поволжье Исламского Государства.
Однако адвокат обвиняемых утверждает, что на процессе "не было предъявлено никаких доказательств, кроме их признательных показаний, добытых с помощью силы".
"Для чего спецслужбам искать террористов в горах и ущельях, когда гораздо легче забирать их в мечетях и на квартирах?" - приводит слова юриста агентство Ассошиэйтед пресс.
Неожиданным поворотом в процессе стал состоявшийся в понедельник допрос в качестве свидетеля уроженца Набережных Челнов Ильгама Гумерова, сообщает Би-би-си. По версии властей, именно он организовал татарстанское подразделение Джамаата.
Гумеров заявил, что такой организации "вообще не существует", отверг обвинения в призывах к совершению терактов и в хранении оружия. Назвав себя "порядочным мусульманином", он охарактеризовал судебный процесс как "открытое давление на верующих".
От сделанных ранее признательных показаний Гумеров отказался, заявив, что они были добыты следствием под пытками.
"Провокацией спецслужб, типичной формой деятельности против мусульман, которая заключается в фабрикации дел и разработке надуманных сюжетов", назвал дело о "Джамаате" глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.
В интервью BBCRussian.com он подчеркнул, что "суд игнорирует процессуальные аспекты и доказательную базу". Джемаль считает, что оправдание подсудимых "грозит спецслужбам потерей карьер и погон". Глава Исламского комитета охарактеризовал обвиняемых как "простых верующих, против которых развернута охота на ведьм".
Ничего преступного в желании создать исламское государство не видит муфтий Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов. Такое "теоретическое воззрение" он не считает подсудным.
В беседе с BBCRussian.com муфтий в качестве примера привел деятельность лидера российской компартии Геннадия Зюганова, который, по его словам, "выступает за восстановление советского строя, что подразумевает демонтаж существующей системы". "Почему же его не судят за такие воззрения?" - задается вопросом Аширов.
Что касается суда в Казани, то вошедшее в обиход понятие "басманное судопроизводство", убежден муфтий, "сегодня распространяется на многие процессы в России, в ходе которых отвергаются доводы защиты и выносятся необоснованные приговоры".
"Трудно надеяться на праведный и справедливый суд, когда группу спецназовцев во главе с капитаном Ульманом, убивших в Чечне шестерых мирных граждан, освобождают от ответственности, а убийце таджикской девочки Хуршеды Султоновой дали всего три года", - говорит Аширов. По его мнению, "цена крови мусульман или инородцев для правоохранительных органов, прокурорской системы и судов России - как водица".
КЦ