Продолжение. Начало ч. 1, ч. 2 , ч 3
18 августа 1996 г.
Ночью в Грозном была короткая, но ожесточённая перестрелка. Российские войска подвергли миномётному обстрелу чеченские позиции.
С 10 утра в Грозном вступили в силу приказы Масхадова и Пуликовского о прекращении огня.
К северу от Грозного российские войска обстреляли колонну беженцев.
В селении Алхан-Юрт российские военные взяли в заложники несколько сот мирных жителей.
В селе Новые Атаги прошла встреча представителей Масхадова и Пуликовского.
В Шелковской прошёл митинг в поддержку мирных инициатив генерала Лебедя.
19 августа 1996 г.
Прошла встреча замов Масхадова и Пуликовского.
По свидетельству беженцев к Грозному идут большие колонны российской бронетехники.
Вечером в Грозном усилился миномётный обстрел. Российские бронеколонны предприняли по всем направлениям попытку прорваться к центру города.
Генерал Пуликовский предъявил жителям Грозного ультиматум: в течение 48 часов покинуть город. В четверг, 22 августа, он угрожал начать штурм с применением авиации, тяжёлой артиллерии и реактивных установок - по сути, массовое убийство десятков тысяч людей.
20 августа 1996 г.
В ночь с 19 на 20 августа в селе Новые Атаги встретились представитель Лебедя Харламов и Аслан Масхадов.
В Грозном находятся от 150 до 200 тысяч жителей. Продолжается массовый исход беженцев из города. Российская артиллерия и танки обстреливают Грозный.
Самое отчаянное положение у русских стариков - немощных и безденежных. Они надеются переждать грядущее безумие. В городе остаются десятки тысяч стариков - русских и чеченцев. Для того, чтобы уехать, у них нет ни сил, ни средств.
Появились желающие заработать на чужом горе. С транспортом в Грозном очень плохо, и "добродетели" предлагали за 400 тысяч (старых неденоминированных) рублей машины для проезда до Старой Сунжи - это всего лишь километров девять. Место в машине стоило 70 тысяч с человека. Желающие взять машину до Толстой-Юрта, что в 25 км от Грозного, должны были выложить 800 тысяч рублей. У большинства таких денег нет, и люди идут пешком, взяв с собой лишь то, что могут унести в руках.
Российским подразделениям в здании ФСБ и МВД предоставлен коридор.
Они ушли в сторону Ханкалы.
Аслан Масхадов в ответ на ультиматум Пуликовского отдал приказ перерезать все коммуникации российских войск.
Около 15.30, когда 6000 беженцев шли из Грозного мимо посёлка Кирова в сторону села Алхан-Юрт, российскими военными был взорван мост. В момент взрыва на мосту находилось несколько сот человек. Около 100 человек погибло - среди них большинство женщины, дети, старики. Те, кто успел перейти мост, попали в руки российских солдат.
Несколько десятков мирных жителей были тут же расстреляны. А почти 6000 беженцев под обстрелом были вынуждены вернуться в Грозный.
Генерал Пуликовский 19 августа обещал, что российские войска окажут беженцам содействие при выходе из города. Если он имел в виду содействие в выходе из Грозного прямиком на тот свет, то генерал не обманул.
Правозащитница Елена Боннэр заявила, что те, кто призывал голосовать за Ельцина, должны разделить с ним ответственность за войну в Чечне.
По данным Комитета солдатских матерей после 6 августа 70 российских солдат организованно сдались чеченским бойцам в Грозном.
По данным того же комитета за прошедшие 6 месяцев более 2000 российских солдат, находившихся в "горячих точках", сбежали из армии.
Группа латвийских парламентариев обратилась к своему премьеру с требованием признать независимость Чечни.
Продолжение следует.
Материал подготовлен по сообщениям западных информационных агентств
Евгений Новожилов, бывший политзаключённый, Краснодар
КЦ