Незадолго до гибели выпавшему в пятницу из окна подъезда своего дома обозревателя газеты «Коммерсант» Ивана Ивановича Сафронова предупреждали о большом международном скандале, и возбуждении Федеральной службой безопасности уголовного дела в случае публикации о поставках Россией в Сирию новых вооружений. Поставки должны были осуществляться через Белоруссию, чтобы не вызывать на Москву гнев западных государств, и Сафронов обещал надиктовать газете схему поставок; однако сделать этого не успел.
Как пишет во вторник газета «Коммерсант», на прошлой неделе, 27 февраля, Сафронов посетил в Москве пресс-конференцию, после которой рассказал, что помимо прочего у него появилась информация о том, что между Россией и Сирией уже подписаны новые контракты - на поставку зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», истребителей МиГ-29 и оперативно-тактических ракет «Искандер-Э».
Однако рассказав коллегам об имевшейся у него информации по «Искандерам», журналист «Коммерсанта» сказал, что пока писать об этом он не будет, потому что его предупредили: будет большой международный скандал, а ФСБ обязательно возбудит уголовное дело по факту разглашения гостайны и «доведет его до конца» (ранее по факту разглашения гостайны в публикациях Ивана Сафронова неоднократно возбуждались дела, однако никаких обвинений ему никогда не предъявлялось). Кто именно предупреждал его о возможных проблемах, Сафронов не уточнил.
В тот же день Иван Сафронов звонил в редакцию и предупредил, что он продиктует статью по белорусской схеме поставок оружия в Сирию и Иран. Однако в редакцию этот материал так и не поступил. В понедельник было возбуждено уголовное дело по факту гибели Сафронова. Как пояснила прокуратура, четких указаний на то, что Сафронов был убит или доведен до самоубийства нет, но только после формального возбуждения дела можно проводить такие действия, как опросы свидетелей.
Кроме того, в понедельник журналист телекомпании ABC сообщил, что знакомый с Сафроновым бывший сотрудник американских спецслужб, попросивший не называть его имени, заявил, что «они убили Ивана». Он не уточнил, кто они, заявив лишь, что не верит в версию самоубийства: «Иван выпал из окна в своем пальто и шляпе? Да ну!». Вместе с тем, он не указал источник своей информации, и об убийстве узнал непосредственно перед своим комментарием.
КЦ