Пушкинская площадь. Уже привычный антураж: двойные цепи ментов в мокрых плащ-палатках, машины «скорой», оперативные машины, личности в штатском с рациями и перекошенными ртами, собаки, дубинки, миноискатели, шмон... Оцепление. Все вроде бы так же, как всегда. Но не так. Не совсем так. Теперь в кольце оцепления не протолкнуться. Люди стоят так близко друг к другу, что просто пройти, поискать своих друзей стало трудно. Плотность граждан на единицу площади на Пушке зашкаливает по сравнению с остальной территорией России. Впрочем, так было всегда. Пушка - она для граждан. Холопы размещаются вовне...
Эти митинг в память об Анне Политковской. Просто митинг. Траурный. Шествия, заранее разрекламированного, не будет. На него пока не решаемся. Нас всего 200 человек, как утверждает власть. На самом деле - более тысячи. А ментов, по официальному же утверждению, две с половиной тысячи. И они с оружием, а мы без. Вопрос, кого они так боятся, отпадает сам собой. Они боятся нас. Каждого в отдельности. Я это вижу по их глазам, хотя они и стараются отворачиваться. Менты и собаки. Отворачиваются. Наверное, чего-то стесняются...
Люди выступали и говорили. Об Анне, о светлой ее памяти. Об убийстве, которое совершила власть. Об ответственности власти. Лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов призвал бойкотировать намеченные на декабрь выборы в Госдуму и заявил, что намерен бойкотировать выборы, что стране нужна свобода, а власть строит в России тоталитаризм. Старейшая российская правозащитница Людмила Алексеева завершила свое выступление уже успевшей стать крылатой фразой: «Верните народу выборы, гады!»
Борис Немцов рассказал с трибуны о поразившем его цинизме президента Путина. Он сообщил, что никогда не забудет Беслана, «Норд-Оста» и ухмылку Путина в шоу Лари Кинга по поводу подлодки «Курск». Это знаменитое: она утонула... «У холуйской России есть Путин, у свободной России есть Анна», - заявил он. На митинге выступил даже лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов. Вот уж кого мы никак не ожидали увидеть на наших «несогласных» акциях. Но видимо и его достало ползучее чекистское наваждение. Анпилов, рассказывающий о своем переосмыслении романа Джорджа Оруэлла «1984» - это действительно сильно звучит. Давно живу на свете - такого не слышал. Впечатлило.
Звучали знакомые лозунги: «Россия без Путина», «Долой власть чекистов». Пресмыкающаяся пресса потом назовет эти лозунги «экстремистскими» (газета «Твой день»). У них уже Россия без Путина - означает экстремизм. Вот уж поистине расширительное толкование. Пример «Известий», которые тоже вовсю доносительствовали и усердствовали в деле установления единомыслии в России, а потом сами оказались в списках неблагонадежных, никого не научил. Что ж, все там будут.
Татьяна Карпова, координатор общественного объединения «Норд-Ост», рассказала о том, как они, участники трагических событий на Дубровке, хорошо знали Анну, которая помогла им выжить. В результате теракта погибло сто тридцать человек. Но практически не было семьи, где бы не побывала Анна, в семьях, у которых режим Путина отнял самое дорогое - детей. Правительство, подчеркнула Т.Карпова, до сих пор продолжает лгать всем пострадавшим, а также лгать Страсбургскому суду. Анна начала учить людей отстаивать свои права. И сегодня, считает Т.Карпова, они не имеют права не добиться от власти правды, правды о Норд-Осте, Беслане. Их организация будет добиваться возбуждения уголовных дел по факту гибели мирных людей. Они будут добиваться наказания Тихонова, Патрушева, Рушайло, Волошина. Она попросила всех собравшихся прийти на Дубровку 26 октября и поддержать их организацию.
Митинг закончился мирно. Часть митинговавших во главе с Касьяновым возложила цветы к подъезду, где жила и была убита Анна Политковская, а также установила там памятную мраморную доску, чего за прошедший год так и не удосужилось сделать московское правительство. В резолюции митинга были обычные требования провести объективное расследование, освободить политзаключенных, прекратить фальсификации выборов. Благие, в общем-то, пожелания. Известно куда ведущие. По мнению рядовых участников митинга, о выборах уже говорить нечего, единственно возможная тактика в сегодняшних условиях - тотальный бойкот.
Расходились под дождем и опять же сквозь тот же двойной строй ментов в промокших плащах, под которыми чудились кинжалы... Резолюция митинга требовала объявить этот день 7 октября - Днем гражданского достоинства. В память о гибели честной журналистки Анны Политковской. В других городах России прошли похожие митинги и манифестации, хотя и с меньшим размахом. В Самаре, Воронеже, Екатеринбурге и Челябинске. На екатеринбургский митинг собралось около 50 человек, на Челябинский - около 20-ти. Очень мало. Несанкционированный митинг, посвященный памяти Анны Политковской прошел и в Санкт-Петербурге. Среди участников акции были представители регионального отделения партии «Яблоко», СПС, «Объединенного Гражданского Фронта», а также нацболы и другие. Из флагов - только несколько правозащитной организации «Солдатские матери Петербурга». Не было также транспарантов и плакатов - только фотографии Анны.
Совсем иначе это выглядело во Франции. Сотни людей собрались здесь 7 октября в центре Парижа, чтобы почтить память российской журналистки. В акции принимали участие представители мэрии Парижа, МИД Франции, правозащитники и друзья журналистки.
Павел Люзаков,
для Кавказ-Центра