Принято считать, что чиханье подтверждает правоту слов. Примета эта пришла к нам еще из эпоса Древней Греции, который был записан в 6 веке до нашей эры, хотя появился несколько веков ранее. Таким образом, этой примете, представляющей пример дремучего язычества, более 3000 лет.
В произведении Гомера «Одиссея» приводится сцена с сыном Одиссея, который на слова своей матери чихнул, тем самым «подтвердив» ее слова....
- О, верю я, что жестоко отомстят Одиссей и Телемах женихам, когда вернется Одиссей!
Лишь только сказала это Пенелопа, как Телемах громко чихнул. Обрадовалась этому знамению Пенелопа, теперь она была уверена, что рано или поздно погибнут женихи от руки ее мужа.
В Исламе нет никакой основы приметам. Вера в предзнаменования и дурные приметы - признак джахилийи и придавание Аллаху сотоварища.
Аллах говорит в Коране: Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. (4:36)
И сказал Всевышний: Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. (5:72)
Всевышний Аллах сказал:
«Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак, - от Аллаха, однако большинство из них не знает!»* (Преграды, 131).
Всевышний сказал также:
«Те сказали: "Предзнаменование ваше - при вас будет. Разве если вам напоминают... Да, вы - народ, впавший в крайность!"»** (Йа Син, 19).
В книге шейха Единобожия АбдульВахаба говорится, что
«Всевышний ниспослал эти аяты о роде Фараона и сказал: «Когда наступает для них благополучие, они говорят: "Это - от нас", - а когда постигает их бедствие, они по птицам связывают это с Мусой и теми, кто с ним...» (Преграды, 131).
Семейство Фараона, когда его постигало несчастье, связывало его с Мусой и теми, кто были с ним, говоря: «Это всё из-за Мусы и его сподвижников!». Однако Аллах опроверг это, сказав: «Но, истинно, то, причиной чего они считают дурной знак - от Аллаха...».
Ибн Аббас сказал: «Они считают последствием дурного предзнаменования то, что предопределил и предписал для них Аллах». В другой ривайе говорится: «Их несчастья - у Аллаха и от Аллаха».
Всевышний сказал: «Если случается с ним благое, они говорят: "Это от Аллаха". А когда постигнет их зло, они говорят: "Это от тебя". Скажи: "Всё от Аллаха!" Отчего же эти люди не могут понять учения? Всё доброе, что бывает с тобой, от Аллаха, а всё зло, что постигает тебя, от тебя самого...» (Женщины, 78-79).
Всё благо в руках Одного Аллаха, и Он одаряет Своих рабов по Собственной воле. Он же удерживает от них зло из милости и благосклонности к ним. Когда же их постигает зло, это происходит по причине их грехов.
Дурные предзнаменования отразятся на тех, кто посчитал их таковыми из-за их деяний, неверия и противоречия с призывающими к добру. Причина этого заключается только в их выборе этого и враждебности. Зло, которое их постигает, происходит по причине того, что они сами навлекли его. Именно так было предопределено Аллахом по Его мудрости и справедливости. Хотя Аллах знает об этом лучше.
Абу Дауд приводит с достоверным иснадом хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал:
«Когда при посланнике Аллаха завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: "О Аллах, только Ты несёшь всё благое, и только Ты отвращаешь всё злое! Нет силы и нет могущества, кроме как у Тебя!» (Абу Дауд [3719]).
Ибн Масуд рассказывал следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Дурные приметы - ширк! Дурные приметы - ширк! Но Аллах удаляет это, если уповать на Него. Достоверный хадис, рассказанный Абу Даудом и ат-Тирмизи. Последние слова принадлежат Ибн Масуду. (Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи (1614), Ибн Хиббан (1427), Ибн Маджа (3538)
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк. Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: Вам следует сказать: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя. (Ахмад 2/220, аль-Хайсами в «Маджму‘ аз-Заваид» 5/105 сказал, что один из рассказчиков хадиса - Ибн Лахйа - не является надёжным, однако остальные заслуживают доверия).
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса:
«Дурная примета - это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него». (Ахмад 1/213; слабый хадис).
Суть колдовства заключается в распространении пессимизма путём истолкования полёта птиц, различных имён, слов, явлений, предметов и т.д. Законодатель Аллах запрещает суеверие и осуждает тех, кто верит в дурные приметы. Он любит добрые предзнаменования и ненавидит дурные.
Разница между этими двумя понятиями заключается в том, то доброе предзнаменование не влияет на вероубеждения человека и его разум, а также не связывает его сердце с чем-либо, помимо Аллаха. Напротив, оно увеличивает активность человека, его оптимизм и придаёт силы в стремлении к полезному.
В отношении же дурного предзнаменования можно сказать следующее:
Бывает, что человек собирается сделать какое-то полезное дело для религии или мирской жизни, однако узнаёт или слышит что-то такое, что оставляет в его сердце одно из двух возможных последствий, причём каждое из них важнее другого:
1) человек может отказаться от того, что он твёрдо вознамерился совершить, либо, увидев недоброе предзнаменование, отвращается от какого-либо дела. Это означает, что сердце этого человека прочно привязалось к этому греховному деянию и последовало ему, подчинив ему свою волю и решимость. Вне всякого сомнения, это окажет своё влияние и на его веру в Аллаха, таухид и упование на Него. После этого уже можно не задавать вопроса о том, какое воздействие окажет это обстоятельство на сердце, ослабляя его, вселяя в него болезнь и страх перед людьми.
Человек начинает отказываться от истинных побуждений и обращаться к тому, что несущественно, причем его сердце обрывает тесную связь с Аллахом. А это означает слабость таухида и упования на Аллаха и является ширком и средством приобщения к Нему равных. Подобные небылицы оказывают также вредное воздействие на разум;
2) человек может не согласиться с этим, однако это опечалит его сердце, вселит в него тоску и беспокойство. Если даже он и не пойдёт первым путём, то это всё равно принесёт ему зло и вред, вселит слабость в его сердце, ослабив его упование на Аллаха. Грех может овладеть им, и он решит, что это есть истина, вплоть до того, что человек может оказаться в ситуации, изложенной выше.
Данное подробное изложение проясняет вам причину ненависти Законодателя к дурным приметам и Его порицание этого, поскольку подобное суеверие абсолютно противоречит таухиду и упованию на Аллаха.
Тот же, кто обнаружил в себе нечто подобное и опасается, что природные побуждения возобладают над ним, обязан вести Джихад в своей душе, чтобы отбросить эти чувства, испрашивая у Аллаха помощи в борьбе с этим. Человек не должен поддаваться этому, чтобы избежать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,
Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом. Этот хадис передал Муслим.
Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал:
Первым, что создал Аллах, было Перо [аль-Калам. - Ред.]. Затем Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" Всевышний сказал: "Записывай меру всего вплоть до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: Тот, кто умер без подобных убеждений [без веры в Предопределение. - Ред.], тот не от меня. (Абу Дауд [4700]).
В ривайе у Ибн Вахба говорится: «Посланник Аллаха сказал:
Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне.
Абдулла (Алексей) Дагестанский