Подтверждается информация, что война с Грузией была запланирована Кремлем задолго до августовских событий.
Бывший чиновник администрации президента РФ Модест Колеров заявил, что с самого начала у Кремля был четкий план действий «на случай конфликта». Уже та скорость, с которой проводилась военная операция, это подтверждает, ведь координация всех ведомств - огромная бюрократическая задача, решение которой требует времени, - заявил он в интервью российским СМИ.
По мнению Колерова, у российского руководства есть и следующие этапы этого плана. Это, в первую очередь, формирование условий для невозможности воссоздания Грузией боеспособных вооруженных сил, определение зон и системы контроля над размещением вооружений.
По мнению Колерова, Москва ожидает от Запада помощи в устранении Саакашвили и замены его на другого, более нейтрального руководителя, например, Нино Бурджанадзе.
Следующий этап - «определение меры суверенитета Абхазии и Южной Осетии» и восстановление Цхинвали.
Источник газеты «Ведемости» в администрации президента РФ добавил, что в плане также есть требование о создании специального трибунала по преступлениям в Южной Осетии, а возможно, и суды над некоторыми грузинскими военными в России.
Источник подтверждает, что сохраняется и ранее заявленная министром иностранных дел России Сергеем Лавровым позиция: нынешний президент Грузии Саакашили в дальнейших переговорах участвовать не должен.
Между тем Грузия уже подала на Россию в международный уголовный суд.
Международный уголовный суд (МУС) официально подтвердил обращение Грузии с иском против России "в связи с ее действиями на и вокруг территории Грузии".
Как говорится в распространенном МУС сообщении, Грузия обвиняет Россию в нарушении Международной конвенции по устранению всех форм расовой дискриминации от 1965 года, а также требует, чтобы гарантированные этим документом индивидуальные права всех людей на территории Грузии полностью уважались и защищались.
Грузия заявляет, что "Российская Федерация через свои государственные органы, государственных агентов, других людей и объекты, осуществляющие государственную власть, а также через южноосетинские и абхазские сепаратистские силы, действующие на основании ее инструкции и под ее руководством и контролем, является ответственной за серьезные нарушения своих фундаментальных обязательств по конвенции".
Согласно утверждению Грузии, нарушения со стороны России происходили в течение трех отдельных фаз "ее интервенции в Южную Осетию и Абхазию" в период с 1990 года до августа 2008.
Грузия обратилась к МУС с просьбой потребовать от России "принятия всех шагов, необходимых для выполнения ее обязательств по конвенции".
Главный прокурор МУС Луис Морено-Окампо ранее также не исключил, что суд может начать предварительное расследование ситуации в связи с этим конфликтом.
Накануне Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) также принял решение по запросу, поданному Грузией в этот суд в минувший понедельник. В запросе Грузия предлагала ЕСПЧ рассмотреть вопрос о возможности принятия в соответствии со статьей 39 устава суда "временных мер" в отношении России в связи с возможным нарушением ею статей 2 и 3 Европейской конвенции прав человека - соответственно о праве на жизнь и о запрещении негуманного обращения с людьми.
Также в запросе шла речь о необходимости определения, являются ли действия России нарушением статьи 2 дополнительного протокола номер 1 Конвенции о защите собственности.
В запросе Грузия обращалась к ЕСПЧ с просьбой "призвать российское правительство воздержаться от принятия каких-либо мер, способных поставить под угрозу жизнь или здоровье гражданского населения, а также позволить спасательным службам Грузии принять все необходимые меры для оказания помощи гражданским и военным раненым, создав гуманитарных коридор".
Рассмотрев поданный запрос ЕСПЧ принял сегодня решение, что "сложившаяся ситуация создает реальный и постоянный риск возможных серьезных нарушений положений Европейской конвенции прав человека". С целью предотвратить такого рода нарушения и в соответствии со статьей 39 устава суда о "срочных мерах" председатель ЕСПЧ призвал Россию и Грузию осуществлять взятые на себя обязательства по полному соблюдению Конвенции.
В соответствии с параграфом 3 статьи 39 ЕСПЧ считает необходимым, чтобы обе стороны информировали суд о тех мерах, которые принимаются к полному соблюдению Конвенции.
Вопрос относительно предполагаемого нарушения Россией статей 2 и 3 Конвенции и статьи 2 дополнительного протокола будут рассматриваться ЕСПЧ позже.
КЦ