Данные Росстата свидетельствуют: кризис перешел в реальный сектор экономики. Путинист Анатолий Чубайс, заявил в интервью The New Times, что масштаб удара беспрецедентен: его не сравнить ни с обвалом 91-го, ни с дефолтом 98-го.
Тогда был кризис в Азии, России, странах СНГ и Латинской Америке. Сейчас это и США, и Китай, и Индия, и Европа, сказал Чубайс и оценил риски: 50% за то, что политическая и экономическая система, сложившаяся за последние 8 лет, их выдержит, и 50% - что России предстоят серьезные потрясения: и экономические, и социальные, не исключено, что и политические.
Часть экспертов считает, что российские власти опоздали с реакцией на кризис; что путинская власть принимает небесспорные решения, например, выделить миллиарды долларов кредитов олигархическим бизнесам; многие утверждают, что при таких темпах расходования резервов - 3% в неделю - Стабфонд РФ опустеет к концу весны.
Финансовый кризис, кажется, прошел, утверждает бывший вице-премьер, но разворачивается кризис экономический: "Он неизбежен, он точно будет. Экономический будет переходить в социальный ровно весной. Будет ли социальный переходить в политический - это уже вопрос прочности той системы, что была выстроена за последние 8 лет", резюмировал Чубайс.
Мнение Чубайса прозвучало в заочной дискуссии с политологом Станиславом Белковским, который считает, что Россия "подошла к своему цивилизационному закату, а экономический кризис в РФ является лишь одной из форм этого явления".
Политолог считает, что сегодня политический класс не обеспокоен судьбой в России, он обсуждает любые вопросы, кроме самых важных. Так, по его мнению, введение поправок в конституцию РФ, увеличивающих полномочия президента, также является второстепенным вопросом, настоящая цель которого желание отвлечь от серьезных последствий экономического кризиса, который сегодня принимает всеобъемлющий характер.
КЦ