Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение самому благородному из посланников.
Когда мы поднимаем знамя джихада на пути Аллаха, мы делаем это с целью достижения Его довольства, и возвышения слова Аллаха. Одним из проявлений возвышения слова Аллаха, почему и был узаконен джихад - это устранение несправедливости.
Устранение несправедливости
Одной из наивысших целей джихада на пути Аллаха является устранение несправедливости среди людей. более того все остальные Шариаты были ниспосланы с целью наведения порядка и ликвидации несправедливости на земле. Так Всевышний
Аллах сказал:
Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости. (57:25)
Весы это справедливость, как считали комментаторы: Муджахид, Катада и ас-Судди.
Катада сказал: «О, сын адамов, будь справедлив так же, как ты хотел бы, что были справедливы с тобой. Будь верным так же, как ты хотел бы, чтобы были верны тебе. Ведь в справедливости успех людей».
Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил Абдуллу ибн Раваху в Хайбар для сбора подушной подати с урожая (харадж) к иудеям. Иудеи подарили ему некое количество отборных фиников, дабы он ослабил сборы. Абдулла (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я пришёл вам от милейшего для меня человека (да благословит его Аллах и приветствует), вы же самые ненавистные творения Аллаха для меня. Но, клянусь Аллахом, моя любовь к нему и ненависть к вам не толкает меня на попрание ваших прав». Иудеи отвечали: «На таком же принципе держатся небеса и земля».
Неудивительно, что Всевышний Аллах ниспослал десять аятов с небес для оправдания иудея, обвинённого в воровстве, и обвинения человека, молящегося и постящегося, живущего в Медине. Речь идёт о Ту'ме ибн Убайрике или Башире ибн Убайрике. Аяты, которые увековечили это инцидент в суре «Женщины»:
Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся. (4:105)
История, равную которой человечество не слышало доселе, а на земле не было ничего подобного. Одной её достаточно для засвидетельствования того, что этот Коран ниспослан от Мудрого Славного.
Человечество просто не может участвовать в этом, как бы ни возвысилось их мышление, как бы ни очистились их души, и какой совершенной ни была бы их сущность. Они просто не могут возвыситься до такого уникального уровня, который не виден из-за горизонта. Человечество может достичь его и взойти на него лишь под сенью этой религии и только, следуя его программе.
Вкратце, история ниспослания данных аятов такова: двое мужчин из ансаров Катада ибн ан-Ну'ман и его дядя Рифа участвовали в одном из военных походов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). У одного из них, а именно у Рифа'а, была похищена кольчуга.
Подозрение пало на одного из ансаров из племени Бану Убайрик. Хозяин кольчуги пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Ту'ма ибн Убайрик украл мою кольчугу». В другом варианте хадиса Башир ибн Убайрик. Когда об этом узнал вор, он взял кольчугу и подбросил в дом одного иудея по имени Зайд ибн Ас-Самин, а потом сказал своим домочадцам:
«Я спрятал кольчугу в доме того-то. Её найдут у него, вы же идите к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Они пришли к нему и стали говорить: «О, пророк Аллаха, на товарищ считает, что кольчугу украл такой-то. Мы точно знаем об этом. оправдай же нашего товарища и защити его перед всеми людьми, ведь если Аллах не спасёт его через тебя, тот пропал».
Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что кольчугу нашли в доме иудея, он встал и оправдал ибн Убайрика перед всеми людьми.
Домочадцы этого человека до того, как кольчуга была обнаружена, говорили ему: «Катада ибн ан-Ну'ман и его дядя обвинили одного нашего сородича, известного своим исламом и праведностью, в воровстве без всяких оснований и доказательств».
Катада рассказывает: «Я пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал мне: «Ты обвинил одного из племени, известного своим исламом и праведностью, в воровстве без оснований и доказательств».
Я вернулся, я пожелал бы отдать часть моего имущества лишь бы не было этого разговора с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Ко мне пришёл мой дядя Рифа'а и сказал: «О, племянник, что стало?» я сообщил ему о всём случившемся и том, что сказал мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «Аллах - Тот, у кого просят помощи». И тогда были ниспосланы аяты:
Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. Не будь же ради изменников препирающимся. (4:105)
Эти аяты были ниспосланы в самое трудное время для мусульманской общины, когда иудеи использовали любую возможность пронзить эту религию отравленной стрелой или вонзить предательский кинжал в командование Уммы, которое чертило программу по исправлению поведения и морали.
Эти аяты были ниспосланы в момент, когда иудеи расставили свои сети и разложили свои стрелы против мусульманской общины, дабы ввергнуть её в смуту, разорвать и рассеять её.
Иудеи были мозгом, планирующим центром и руками, двигающими лицемеров за кулисами. Они использовали людей с порочными сердцами в качестве грязных когтей и мерзких перчаток для удара по мусульманам.
Именно в такое время ниспосылаются данные аяты, чтобы оправдать иудея, обвинённого несправедливо в воровстве, и обвинить дом из домов ансаров, которые были ближайшим окружением посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые пожертвовали всем самым дорогим, вплоть до своих жизней, ради этой религии и защиты пророчества.
Эти аяты были ниспосланы для подтверждения обвинения в краже ансарита, этим самым давая в руки иудеев новый острый меч, который бы они могли занести над помощниками этой религии.
Конечно, согласно человеческой природе и обычаям было бы не целесообразно позорить человека из сынов мусульманской общины перед всеми жителями Медины, нет, более того, перед лицом истории, увековечивших эти аяты, которые будут читаться ночью и днём на протяжении веков.
Обстоятельства того времени и интересы мусульманской общины просто требовали похоронить этот случай и не делать его достоянием общественности, с точки зрения несовершенного человеческого разума.
На самом деле вопрос стоял не просто в оправдании несправедливо обвиненного, даже если восстановление справедливости - великое дело на весах Аллаха. Дело было намного серьёзнее этого.
Вопрос заключался в утверждении божественной программы, установленной на основах справедливости, которую мусульманская община должна была практиковать на себе прежде чем практиковать на других. Верующая община должна была установить справедливость в вопросах имущества и крови внутри себя прежде чем устанавливать истину среди других.
Программа, неподвластная страстям и прихоти, неуправляемая краткосрочными интересами и неподдающаяся влиянию племенной и партийной принадлежности.
Саид Кутб в книге «Под сенью Корана» пишет:
«Если человек посмотрит с высокой вершины на все общины как на подножья этой горы на протяжении истории там и сям, то обнаружит на них огромные скалы политики, аналитики, дипломатии, искусства, государственных интересов, интересов Родины, общественных интересов под разными названиями и вывесками.
Если человек напряжёт свой взор, то увидит под всем этим червей! Если он взглянет ещё раз, то увидит лишь одну Исламскую Умму, взбирающуюся на эту вершину на протяжении истории. Она прокладывает себе дорогу к вершине по уникальному пути, а весь смрад, который называют «справедливостью» джахилийские общества, даже не достоин того, чтобы мы открывали покров над ним в такой чистой и благородной атмосфере» .
Устранение несправедливости среди людей было миссией пророков, ради которой спускался Святой Дух с неба, ради которого были ниспосланы Законы, Аллах дал писания в откровении. Согласие с несправедливостью, принятие унижения, довольство существованием под гнётом рабства сопоставимо с неверием. В древности имам аш-Шафии говорил:
Если я буду жить, то не останусь без куска,
А если я умру, то не останусь без могилы,
Мой дух - дух царей, а душа -
Душа свободного, который считает унижение неверием.
Поистине угнетённые на земле, живущие под ногами тиранов, заслуживают позора при жизни и наказания в жизни вечной.
Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: "В каком положении вы были?" И скажут они: "Мы были слабыми на земле". Они скажут: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?" У этих убежище - геенна, и скверно это пристанище! - кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах: ведь Аллах - извиняющий и прощающий! (4:97-99)
Те, кто не переселяется из под гнёта злодеев, довольствуются жизнью под их подковами, их воздаянием будет ад, в котором они будут гореть. Каждый раз, когда он ослабеет, Господь добавит им огня.
Аль-Бухари сообщает со слов Икримы, что ибн Аббас сообщил тому: «Поистине люди из мусульман были с многобожниками, увеличивали их численность во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Иной раз в кого-то из них попадала шальная стрела и убивала его, или кто-то из них случайно погибал под ударами мусульман. тогда-то Аллах ниспослал аят: «Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе....» (4:97)
Это касалось верующих, живших в Мекке, державших свою религию подобно раскалённому углю, что уж там говорить о тех, кто живёт в своих странах, питаются, словно животные. Их беспокоит лишь кусок еды или материи, карьера, должность, зарплата, модель автомобиля и отделка дома?
Поистине тех, кто не двигается для устранения несправедливости и защиты угнетённых, постигнут проклятия самих же угнетённых, возводимые к Аллаху:
И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника"? (4:75)
Они причиняют зло самим себе тем, что они не переживают за угнетённых и не стремятся устранить несправедливость.
Именно поэтому первый аят, ниспосланный для разрешения сражения, указывал на истинную причину этого разрешения - устранение несправедливости:
Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, - тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш - Аллах". И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - ведь Аллах силен, славен! (22:39-40)
К этим людям отнеслись несправедливо тем, что изгнали их из их домов без права на это. Истинная причина их изгнания - это единобожие, которое они понесли на своих плечах и жертвовали ради него, терпя зло своих соплеменников. У них не было никакой вины, кроме того, что они исповедовали единобожие, а это у многобожников считается самым страшным грехом. Единобожие в глазах врагов Аллаха - преступление, за которое человек заслуживает изгнания из родного очага, в котором прошла его юность.
Саид ибн Джубайр сообщает, что ибн Аббас сказал: «Когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) покинул Мекку, Абу Бакр сказал: «Они изгнали своего пророка! Все мы от Аллаха и к Нему возвращаемся. Они же погибнут!» и тогда Аллах ниспослал аят: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им», и тогда я понял, что будет сражение» .
Поистине, Аллах может помочь им - т.е. Он в состоянии оказать помощь верующим и без сражения, но Он желает, чтобы Его рабы проявили старание в повиновении.
Мы же говорим:
1. Поистине обязанность джихада является наиважнейшей обязанностью, которую вменил нам Всевышний Аллах с высоты семи небес. Он предписал его выполнение, также как и выполнение молитвы, поста, закята и других обязанностей.
2. Исполнение исламских обязанностей - божественное повеление и вменённая Господом миссия каждому человеку. Это естественно и логично, а препираться с этим станет либо глупец, либо любитель поспорить.
3. Мы угнетены во многих мусульманских странах и лишены прав, которыми пользуются даже животные. Курица, к примеру, если приблизиться к её цыплятам, бросается на вас, а собака кусает, если наступить ей на хвост или приблизиться к дому, который она охраняет. И ни одна сила в мире не может запретить трепыхаться зарезанной овцы, выпускающей последние вдохи и потоки крови.
Нам запрещено схватить за руку, занесшую над нами нож, чтобы зарезать нас. Нам запрещено повышать голос, когда мы испускаем дух. Дело дошло до того, что нам запрещено беспокоить грабителя, залезшего в нашу спальню для попрания нашей чести, захвата нашего имущества и пролития нашей крови!
4. После того, как мы предоставили наши страны нашим врагам, а нам запретили защищать наши святыни и нашу честь.... Мечеть Аль-Акса была захвачена, а за неё не полегло даже десятка человек. Какой позор! После всего этого мы собрали всё наше оставшееся мужество в наших сердцах и решили хоть как-то побеспокоить евреев, захвативших Аль-Акса без сопротивления.
Нам запретили даже это, встав на защиту наших врагов всей силой и конницей. Нет несправедливости больше, чем эта, а такой тирании мы ещё не знавали раньше.
5. После того, как нам запретили джихад и обязательную подготовку к нему, оружие в арабском мире стало преступлением, за которое стали хватать за волосы и ноги. Кого-то схватили, обвинив в ношении оружия, кому-то организовали военный трибунал за это, наложив на него оковы и поместив в темницу, в которой он не увидит ни солнца, ни света, и о нём не узнают ни родители ни дети ни друзья.
После того, как мы отказались умирать, будучи угнетёнными на земле под ногами тиранов, скинули унижение с наших плеч и устыдились поднимать яркие лозунги и транспаранты под гнётом рабства, мы решили покинуть землю, где запрещён джихад, где он считается страшным преступлением.
И если Всемогущий Господь назвал откладывание запретного месяца увеличением неверия, то как нам называть тех, кто называет джихад преступлением против закона, и объявляет о наказании совершивших его по всем СМИ без страха, стыда и укоров совести?!
Разве решение Шариата по отношению к ним не должно быть более жёстким, чем к тем, кто недобросовестно соблюдал святость запретных месяцев, и из-за желания сражаться или любви подраться откладывал начало месяца Мухаррама или Сафара?
Каждый год в сезон паломничества человек из племени Кинана по имени аль-Кульмис или Абу Сумама Джанада ибн Ауд ибн Умая говорил: «Разве Абу Сумама может быть подвергнуть ответственности или критике?» потом он говорил: «Я отложил святость Мухаррама на Сафар» .
Запрещение джихада считается неверием, выводящим из ислама, а борьба с друзьями Аллаха, их преследование, слежка за ними, затыкание их ртов - всё это страшные преступления перед Аллахом, которые ведут к разрушению страны и гибели людей.
Разве вы не задумались над словами Абу Бакра (да будет доволен им Аллах): «Они изгнали своего пророка! Все мы от Аллаха и к Нему возвращаемся. Они же погибнут!»
Это касаемо тех, кто изгоняет друзей Аллаха, призывающих к Его пути, то Аллах сказал: «Кто враждовал с Моим другом, Я объявил ему войну». (Рассказал аль-Бухари) .
Какое же решение вынесет Исламский Шариат по поводу тех, кто запрещает джихад, называют распутство искусством, ростовщичество дивидендами, Ислам отсталостью, а практику религии Аллаха экстремизмом?
О, Аллах, укрепи нас, помоги нам в поминании Тебя, в благодарности Тебе и в наилучших поклонениях. О, Аллах, Ты ведь знаешь, что правители притеснили нас, но мы отказываемся уступать им в нашей религии, и не довольны смутой и неверием, которые хотят навязать нам.
Журнал «Джихад» N33 / Зуль-Хиджа 1407 г. (1986г.)
Доктор Абдуллах Азззам (шахид, иншааЛлах)
***
По тексту «Бадр-Центр»