Зарубежная пресса очень активно и жестко отреагировала на очередное убийство правозащитников в оккупированной Чечне.
СМИ практически единодушны в обвинениях в адрес Кадырова и его покровителей в Москве.
Деятельность Заремы Садулаевой и Умара Джабраилова, поясняют правозащитники, заключалась в адаптации в общество молодых людей, подорвавшихся на минах. Однако в оккупированной Чечне сейчас позволен лишь один вид деятельности - восхваление марионеточного главаря и его клики
Не прошло и месяца после шокирующего убийства Натальи Эстемировой, напоминает журналистка Селестина Болен, комментируя в The New York Times известие об убийстве в Чечне правозащитников Заремы Садулаевой и ее мужа.
По данным газеты, свидетели похищения Эстемировой молчат о номере автомобиля преступников и внешности водителя.
"Террор порождает страх, а страх - молчание", - пишет журналистка. Но для западных государств нет причины молчать о царстве террора, которое установилось в Чечне с негласного благословения Кремля. Большинство правозащитников возлагает вину за череду убийств на Кадырова.
Ключ к беспредельной власти Кадырова - премьер-министр РФ Владимир Путин, полагает Селестина Болен.
"Парадокс в том, что Путину удалось создать именно то, для предотвращения чего Ельцин в 1994 году начал первую чеченскую войну", - утверждает журналистка, которая дала своему комментарию заголовок "Российским властям по-прежнему сходят с рук убийства".
Как пишет The Times, заявления Кадырова о том, что вверенная ему Чечня является самым безопасным местом в России и скоро станет "самым безопасным местом на свете", вновь вступили с противоречие с действительностью. Страх перед неминуемой смертью теперь охватывает тех немногих, что осмеливался выступать за права человека в Чечне и обнажать факты их нарушения бандами Кадырова.
После трех убийств за один месяц активисты правозащитного движения обреченно спрашивают друг друга: кто будет следующим? Действует ли в Чечне некий "эскадрон смерти", получивший официальную санкцию? Или же убийства не связаны друг с другом?
Как сообщается, Медведев резко осудил убийства - такой же была его реакция на смерть Натальи Эстемировой несколько недель назад. Впрочем, пишет автор материала, одни лишь соболезнования звучат неубедительно: странным образом в России гибнут именно критики режима, а убийц никогда не находят.
Сам Кадыров утверждает, что невиновен, хотя все жертвы киллеров были ярыми критиками его режима - так уж "удачно" получилось.
Французская Le Monde публикует интервью с вице-президентом Чеченского комитета в Париже Франсуазой Петре: она рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются сотрудники гуманитарных организаций в Чечне.
По ее словам, Чечня - "абсолютно неправовая зона". "Кадыров, поставленный у власти Москвой, не скрывает стремления установить собственные законы, причем с одобрения Москвы", - отметила Петре.
Убийство Заремы Садулаевой - очень тяжелый удар по НКО, говорит она, подчеркивая, что организация "Спасем поколение", в которой она работала, занималась чисто гуманитарной деятельностью.
"Экономический контекст способствует существованию мафии, вращающейся вокруг власти. Любая организация, получающая средства из-за границы, может оказаться под прицелом из чисто финансовых соображений", - утверждает Франсуаза Петре.
Еще одной причиной убийства могло стать желание Рамзана Кадырова быть единственным "защитником вдов и сирот" в Чечне: "Возможно, он считает, что гуманитарная НКО, получающая иностранные средства, проходящие мимо него, не должна существовать".
Убийство Заремы Садулаевой и Алика (Умара) Джабраилова, возможно, заставит Кремль обуздать волну преступлений, предполагает The Guardian.
Организация "Спасем поколение" во главе с Садулаевой совместно с ЮНИСЕФ помогала детям, которые лишились конечностей, подорвавшись на минах. По данным одного из руководителей неправительственной организации "Мемориал" Александра Черкасова, похитителями были пятеро мужчин, в том числе трое в форме, которые представились сотрудниками спецслужб и заявили, что супругов вызывают для допроса. Говорили они по-чеченски.
Издание приводит слова Татьяны Локшиной, замдиректора российского отделения Human Rights Watch: Садулаева занималась благотворительностью и ничем не навлекала на себя неудовольствие марионеточных властей. "Очевидно, что ситуация в Чечне неуправляема", - считает Локшина.
В Чечне невозможно узнать правду, пишет Леонардо Коэн в La Repubblica. Он побеседовал о последних трагических событиях с сыном Анны Политковской. Илья говорит, что не был знаком с Заремой Садулаевой, но неоднократно встречался с подругой матери Наташей Эстемировой.
"Все трое заплатили жизнями за свои свидетельства. За свои расследования. Это ужасно. Мне кажется, что нить, которая связывает их убийства, тянется и к убийству адвоката Станислава Маркелова, и журналистки Анастасии Бабуровой".
Когда убийства и похищения происходят на территории Чечни, российские власти ничего не делают, потому что там есть свой «царь» и «бог», говорит сын Политковской.
В статье также приводятся слова Александра Черкасова из "Мемориала". Правозащитник говорит, что если в первые годы устранением неугодных лиц занимались российские структуры, то теперь эти функции переданы местным структурам.
Речь идет о чеченизации конфликта. "Деятельность Заремы Садулаеваой и Умара Джабраилова, - пояснил Черкасов, - заключалась в адаптации молодых людей в обществе. Я не могу понять логику этих вампиров, но можно говорить о том, что в Чечне допускается лишь один род общественной деятельности, суть которой - в восхвалении Кадырова и его клики".
Отдел мониторинга