بسم الله الرحمن الرحيم
Среди комментариев на нашем сайте стала заметна интересная тенденция: братья и сестры все чаще задают вопросы и даже высказывать свои предположения по практическому функционированию государства мусульман.
Некоторые статьи продолжили эту тенденцию, пытаясь рассмотреть возможные будущие варианты жизни исламского Кавказа. Работа "Все к делу!" Абу-т-Танвира также затрагивает эту тему, но, как мне показалось, не достаточно освещает вероятные сложности процесса строительства исламского государства, тем более, что, если Аллах пожелает, нынешнему поколению и предстоит решать эту задачу.
Я счёл возможным предложить на ваше внимание свои замечания по этому поводу и надеюсь получить конструктивную критику от ищущих знания, т.к. без серьезной научной базы задача построения исламского государства мне лично представляется невыполнимой.
Ислам как истинная религия Аллаха далек от всяческих чрезмерностей и "экстримов". Господь наш возлагает на рабов Своих только то, что им под силу, причём даже в ниспослании самого совершенного шариата Всевышний, Велик Он и Славен, избрал метод постепенности. Однако я полагаю основную часть наших читателей людьми достаточно зрелыми в Исламе, которых не обескуражат тяготы этого пути, и поэтому постараюсь обратить ваше внимание именно на трудности, которые, по моему мнению, нас ожидают.
Замечу также, что планирование и попытки представить возможные сценарии развития ситуации необходимы, потому что позволяют подготовиться к реальным событиям, даже если эти попытки окажутся ошибочными.
Как можно сегодня воплотить идеалы первого поколения мусульман?
Новая ситуация требует новых решений, не всегда очевидных с первого взгляда. Ведь даже наши великие предшественники расходились во мнениях по новым для них принципиальным политическим вопроса, достаточно вспомнить, что, убеждая Умара ибн аль-Хаттаба в необходимости военных действий против племен, отказавшихся платить закат, халиф Абу Бакр тянул его за бороду, говоря: "Неужели дерзкий в джахилийи стал слабаком, придя в Ислам?!"
Тем не менее, искать правильные и практически применимые решения необходимо, и чем раньше мы их найдем, тех легче нам будет потом.
Я хочу начать с некоторых устоявшихся, но не совсем правильных представлений по важным проблемам, которые требуют верного решения.
1. Исламское государство - гарантия благоденствия
Вообще-то даже некоторые крупные исламские движения и проповедники строят свой призыв на этом симпатичном принципе. К сожалению, принцип этот противоречит Корану, Сунне и реальной действительности. Так, Аллах говорит "Мы обязательно испытаем вас страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах". Переселение в Медину и основание государства не сделали жизнь мусульман легкой: они не были в безопасности даже у себя в домах, пока не изгнали иудейские племена из окрестностей города.
Общеизвестны хадисы о рационе муджахидов: один финик в день в походе, дохлый кит, мясо которого они запасли и отвезли в Медину.
А засуха и неурожай, который разразился в 18 году по хиджре во время халифата Умара - одного из величайших праведников Уммы, когда бедуины съезжались в Медину за помощью к халифу и умирали там от голода!
Таким образом, праведное исламское правление - не гарантия от бедствий и испытаний. Мы должны быть готовы к трудностям и готовить к этому остальных мусульман. Каким бы ни был уход российских кафиров с Кавказа, он, вероятно, не обойдется без разрушения экономики и инфраструктур, поэтому, не теряя оптимизма, настраиваться лучше всего на руины.
2. Задача муджахидов - изгнать войска кафиров, а потом исламские ученые и прочие специалисты приедут строить передовое шариатское государство.
С этим тоже я не могу согласиться. Вообще, в этом вопросе есть два важных момента. Во-первых, образованные в Исламе люди - основная их масса - давно и твердо бросили муджахидов на произвол судьбы. Задумывались ли вы, сколько людей получили или продолжают получать высшее исламское образование по всему миру? Десятки если не сотни тысяч! Сколькие из них участвуют в джихаде? Сколькие открыто поддерживают муджахидов? Единицы.
Мы уже неоднократно обсуждали этот вопрос, тема вечная, но всё же, братья, я еще раз хочу призвать вас не надеяться на то, что те, кто сегодня отлынивает от джихада (пусть хотя бы словом поддержки), после победы приедут и устроят нам Шариат.
И вторая немаловажная проблема это то, что даже те ученые и ищущие знания, которые захотят помочь, будут, скорее всего, некомпетентны в вопросах подобного строительства. Или кто-то думает, что где-то в Аль-Азхаре или университете имени имама Сауда преподаватели на практических занятиях учат студентов строить исламское государство на Северном Кавказе?
Если уж так обстоят дела с науками исламскими, то откуда мы надеемся получить необходимое количество экономистов, полицейских, гинекологов-женщин в конце концов? Ладно, труд крестьянина, рабочего или торговца примерно одинаков вне зависимости от социального строя. Но банковская и, следовательно, финансовая системы во всем мире построены на кредитном проценте, и нужны специалисты, которые будут знать и границы Шариата в экономике и современный банкинг, а это уже особая специфика, как перевод с языка бенгали на эстонский.
3. Правителем мусульман будет самый достойный, т.е. богобоязненный
Это также в основе правильное, но несколько идеализированное представление. Правители, как известно, это вторая, наряду с учеными, категория, от состояния которой зависит состояние Уммы. И понятно, что мусульмане, да и не только они, хотят иметь властителем самого лучшего. Праведный халифат представил нам примеры таких правителей, но в дальнейшем система власти у мусульман превратилась в обыкновенную наследственную монархию. Формально соответствующая сунне - ведь Абу Бакр же завещал халифат Умару - она привела, как и любая другая монархия, к утрате принципа, вынесенного в заголовок этого раздела. Редкие исключения, типа Умара ибн Абду-ль-Азиза, только подтверждают это горькое правило.
Для борьбы с деспотией единоличного правителя, кафиры - насколько мы можем, судить со времен Древней Греции и Рима - стремятся ограничить его власть созданием различных более-менее демократических институтов. Система эта приобрела такую популярность, что многие принимают её за самую правильную организацию власти, особенно глядя на экономическое и социальное процветание демократических стран. И даже от одного опытного и образованного муджахида, правда, воспитанного на "ихвановских" принципах, мне довелось слышать, что халифа должна выбирать вся Умма, а иначе будет "несправедливо".
В старых книгах по фикху пишется обычно, что правителя избирают, а также некоторым образом контролируют так называемые "ахлю-ль-акди-ва-ль-халль" (или наоборот, "ахлю-ль-халли-ва-ль-акд"), влиятельные люди, решение которых становится обязательным для остальной Уммы.
Кто такие эти люди, так скажем, непосредственно, вопрос разногласий, но наиболее разумным представляется мнение имама Навави и других учёных, что это - руководители регионов, военные амиры, улемы и другие авторитетные люди.
Причем все эти ахлю-ль-халли-ва-ль-акд должны удовлетворять определенным условиям, первое из которых праведность, справедливость в её шариатском значении, т.е. чистота в религии - выполнение обязанностей и отдаление от запрещенного, и обладание благородством - совершение того, что люди (очевидно, нормальные мусульмане) считают хорошим из обычаев и этикета, и оставление того, что считается неприличным.
Второе условие - это обладание знаниями о качествах, которыми должен обладать правитель.
Третье условие - это интеллект и мудрость, которые должны позволить выбрать наиболее достойного правителя с точки зрения общего блага религии и мусульман.
Во время войны, по милости Аллаха, вопрос выбора амира, во всяком случае, на Кавказе, выглядит пока очень простым. То, что Аслана Масхадова сменил именно Абду-ль-Халим было, кажется, положительно воспринято всеми джамаатами. Кандидатура Абу Усмана вызывала больше сомнений, но время показало мудрость Абду-ль-Халима, да будет доволен им Аллах, выбравшего вице-президентом именно Докку, а не других, более "исламизированных" лидеров. Как бы то ни было, Абу Усман сумел еще больше объединить муджахидов, а значит и всю умму Кавказа, что подтвердила безоговорочная присяга ему практически всех воинов Аллаха на захваченных Кремлем территориях.
Так вот, сейчас, во время оборонительного джихада, очевидно, что никто, уклонившийся от джихада, будь то великий факих, прекрасный проповедник, просто замечательный брат, не может быть отнесен к категории ахлю-ль-халли-ва-ль-акд из-за потери первого условия - праведности.
Но после освобождения наших земель, когда, действительно, в лидерах понадобятся не только храбрые воины, но администраторы, судьи, экономисты, кто сможет определить лучшего для данной ситуации правителя?!
С другой стороны, сегодня работа правителя крайне опасна и не сулит особых мирских благ, за исключением разве что АПС да новых резиновых сапог, и она не вызывает интереса у большинства людей и достается более-менее искренним и храбрым людям. А в мирное время, когда руководящая должность может стать ключом к бытовому комфорту типа хорошего дома, хорошего автомобиля, хорошего банковского счета и прочим маленьким радостям жизни, желающих эту должность занять может стать побольше.
И вот тогда как избежать того, чтобы правители не назначали себе ахлю-ль-халли-ва-ль-акд, которые любое решение правителя будут благоговейно принимать, подводя под него шариатскую базу, за неплохую, надо сказать, зарплату, и, в случае необходимости, дружно присягая новому правителю, указанному предыдущим? Подобная ситуация разложила, к примеру, Саудовскую Аравию, где ведь были и богобоязненные короли, и принципиальные муфтии, но нынче весь их "салафизм" пал прахом к ногам бушей и обам.
4. Муджахиды будут заниматься войной, а всё остальное - дело профессионалов
Из всего вышесказанного, как мне кажется, ясна ошибочность этого предложения, но постараемся его рассмотреть подробней.
Во-первых, очень важно понимать, что сегодня на Кавказе муджахиды - это не военные. Несмотря на воинственный горский менталитет, среди них немало людей, которые воюют только потому, что это - фард айн. Среди муджахидов мне довелось встречать предпринимателей, крестьян, студентов, спортсменов, автомехаников, юристов, ремесленников, строителей, бывших музыкантов, милиционеров и бандитов.
На джихад многих из них привела не военная романтика, жажда приключений или природная агрессивность, а исключительно осознание возложенной Аллахом обязанности джихада. Многие из них не были очень уж воинственны. К примеру, амир Абду-ль-Малик Гишаев, не так давно ставший шахидом, был раньше мюридом какого-то хаджи, отправился в Египет учить арабский язык, там ознакомился с истинным Исламом, вернулся домой и вышел на путь Аллаха. Этот совершенно городской человек с плохим зрением в 2003 году не умел разобрать и собрать автомат Калашникова.
Таким образом, повторю еще раз: муджахиды - это воины Аллаха, но не обязательно военные.
Во-вторых, если мы рассмотрим отношение к военному делу в некоторых исторических обществах, то заметим, что не является редкостью придавание военной службе важного значения. К примеру, в Древнем Риме для того, чтобы сделать политическую карьеру человек должен был повоевать, желательно, успешно, что было проделано Юлием Цезарем.
В средние века европейские короли также волочились в доспехах в Палестину во главе своих варварских армий.
В Османском государстве главная опора империи-янычары специализировались в двух сферах: администрация и военное дело, и каждый государственный чиновник был способен возглавить войско.
Что касается истоков Ислама, то и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы, да будет доволен ими Аллах, будучи пожилыми людьми и верховными правителями, лично руководили и участвовали в битвах.
Таким образом, мне кажется, что, наоборот, вся элита исламского государства должна формироваться именно из муджахидов.
В-третьих, насколько я могу судить, многие наши амиры - да благословит их и всех муджахидов Аллах, примет шахаду погибших, освободит плененных и сохранит действующих - это люди универсальных способностей. Если до войны он был торговцем - он был успешным торговцем, если чинил машины - то клиентов хватало, если клеил лепнину, то не голодал, если работал на предприятии, то имел карьерный рост.
Выходя на джихад, они умели и окоп правильно выкопать, и быстро выучивались минно-взрывному делу, и с людьми поговорить могли, и конфликт решить, и провинившегося наказать, и подозрительного учуять и отдалить, и денег добыть, и подвоз продуктов организовать, и операцию спланировать, и первым в атаку пойти.
Хвала Аллаху, который благословил наши народы такими прекрасными лидерами!
Так вот, я полагаю, что эти люди - кто выживет - и должны будут стать руководителями экономики Имарата, директорами исламских банков, шефами исламской полиции (как же без полиции!).
Есть, конечно, области, где нужны действительно серьезно подготовленные специалисты. Там, скорее всего, надо будет поступить по примеру талибов, которые в каждую подобную организацию сажали начальником своего "муллу" для контроля. Нельзя не признать, что население Кавказа испорчено неисламским подходом к жизни, непрофессионализм, воровство на рабочих местах, коррупция, круговая порука и т.п. - нормы сегодняшней жизни.
Отучившиеся за взятки врачи не могут вылечить, но за взятку могут оформить больничный или инвалидность. Главными преступниками являются "правоохранительные" органы: ОБНОНы торгуют наркотиками, прокуратура "крышует" расхитителей, ФСБ обирает предпринимателей, ОМОНовцы охраняют бордели, суды оправдывают убийц...
Весь этот беспредел въелся в менталитет многих людей, и работа по дальнейшему разложению наших народов активно продолжается, что представляет еще одну проблему при строительстве шариатского государства.
Естественно, это не все проблемы, с которыми нам, возможно, придется столкнуться. Мы постараемся вернуться к этой теме и с помощью Аллаха вместе искать их решение.
Прошу братьев и сестер не забывать делать дуа за муджахидов, мусульман, находящихся в руках кафиров и всех верующих.
Зелимхан Мерджо