Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха Мухаммаду ибн Абд-Аллаху, его семье и всем его сподвижникам.Кого направил Аллах,того никто не собьет,а кого Аллах сбивает с пути, того никому не направить. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад - раб Аллаха и Его посланник.
А затем:
Ас-Саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
На днях я читал хадисы про ният на джихаде и решил составить небольшую статью на эту тему, чтобы напомнить братьям и сестрам об этом важном вопросе.
С помощью Аллаха начну.
Сначала приведу несколько хадисов про важность намерения на джихаде:
1. Сообщается от Абу Хурейры (Ради Аллаху анху), что Пророк (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Поистине, первым из людей над кем свершится суд в Судный День будет мужчина, который погиб на джихаде.Приведут его, уведомят о милостях оказанных ему, признает он их, затем спросят его: «Что ты совершил в них?», он скажет: «Я сражался ради Тебя, пока не был убит». Скажут ему: «Ты лжешь, а сражался ты лишь для того, чтоб сказали о тебе неустрашимый и дерзкий (отважный), так и произошло». Затем схватят его и поволокут на собственном лице в Огонь...»
(хадис длинный, и я привел только часть его, касающуюся намерения именно в вопросе джихада)
(Привел Имам Муслим в своем «Сахихе» под номером 1905)
Рассказывается, что когда Муавия ибн Абу Суфьян (Ради Аллаху анху) услышал этот хадис, то он сильно и долго плакал, а когда успокоился, то сказал:
«Правду сказал Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует:
«Тем, кто желает жизни в этом мире и украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены.Они - те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня.Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (Сура Худ, 15-16 аяты.)
(Эту историю приводит Ибн Хиббан в своем «Сахихе» под номером 408)
2. Передают со слов Абу Мусы Аш'ари (Ради Аллаху анху), что (однажды) к Пророку (Салля Аллаху алейхи уа саллям) пришел какой-то человек и сказал:
«(Один) человек сражается ради военной добычи, (другой) сражается ради славы, (третий) же сражается напоказ, так кто (из них сражается) на пути Аллаха?»
Пророк (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «На пути Аллаха (сражается человек) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха»
(приводит Имам Бухари под номером 2810 и Имам Муслим под номером 1904)
3. Передается от Абу Умамы аль-Бухали (Ради Аллаху анху), что однажды один мужчина, пришедший к Пророку (Салля Аллаху алейхи уа саллям) спросил его:
«Скажи мне, если бы ты видел мужчину, сражающегося, чтоб заслужить наград и хвалебных слов о себе, что для него (у Аллаха)?»
Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) ответил: «Нет для него ничего». После этого этот мужчина повторил свой вопрос трижды, и каждый раз Пророк (Салля Аллаху алейхи уа саллям) отвечал: «Нет для него ничего», а затем добавил: «Поистине, Аллах не принимает из дел ничего, кроме того, что совершается искренне ради Него, желая при этом только Его Лика»
(приводит Хафиз Насаи под номером 3140)
Сюда еще, конечно же, относится и ниболее, на мой взгляд, известный хадис о намерении:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселившийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся»
(приводит Имам Бухари и Муслим)
В книге «Мугниль-мухтадж» сказано:
«Шахид - это тот, кто был убит в сражении с кафирами, наступая, но не отступая,для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, а слово кафиров ниже всего, и он не имел никакого намерения получить что-то из дунья».
Сказал Аллах Всевышний (Субханаху уа Тааля):
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (Сура Байина, 4 аят)
Так же Аллах Всевышний (Субханаху уа Тааля) сказал:
«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, (искренне) очищая перед Ним веру» (Сура Зумар, 14 аят)
Так же Аллах Всевышний (Субханаху уа Тааля) сказал:
«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше.Он - Могущественный, Прощающий» (Сура Мульк, 2 аят)
Сказал Фудейль ибн Ияд (да смилуется над ним Аллах):
«Оставление дела из-за людей есть показуха, совершение дела показухой перед ними есть ширк.Искренность же - это избавление от этих обоих проявлений».
Так же есть другая передача его слов:
«Искренность же приходит тогда, когда избавит тебя Аллах от этих двух проявлений»
(приводится в книге «Мадаридж Саликин» Ибн Каййима Джаузия (РахматуЛлаху алейхи)).
Сказал Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах):
«Не лечил я в себе ничего сложнее, чем мое намерение, поистине, оно непостоянно и изменчиво»
Таким образом, мы должны совершать джихад с намерением возвысить Слово Аллаха (Субханаху уа Тааля) - установить Шариат. И не должны мы совершать джихад ради того, чтобы было сказано о нашей храбрости, чтобы вернувшись с полей сражения, человек занял почетное место и чтобы о нем говорили:
«Отважный муджахид, превзошедший ровесников».
Также мусульманин не должен тренироваться или совершать джихад ради достижения финанасовой выгоды или ради лидерства или ради того, чтобы превзойти того, кто рядом. Потому, что он может быть убит до того как добьется чего-либо из этого, и таким образом он потеряет и этот мир, и следующий. И это есть «очевидный убыток». (22:11)
Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Два голодных волка оказавшиеся в стаде овец меньше нанесут убытка, чем желание человека богатства, почета в его религии».
И это означает, что стремление к богатству и почету - и лидерству - портит религию больше, чем два волка портят стадо овец.
Виды намерений
1. Довольство Аллаха
Есть муджахиды, чье намерение в джихаде - довольство Аллаха. Они делают джихад, потому, что считают, что Аллах заслуживает служение через этот ритуал. Они делают его только для того, чтобы получить одобрение Аллаха. Людей с таким намерением немного.
2. Любовь к Исламу
Некоторые муджахиды участвуют в джихаде из-за их любви к Исламу и сильной заботы за Ислам. Они хотят, чтобы Ислам победил, и чтобы неверные проиграли.
Нет сомнений в правомерности этих двух ниятов. Доказательством того, что муджахид основывает свой джихад на одном из этих намерений является то, что ему не важно знают ли другие о его джихаде и он не хвастается этим. Ему достаточно того, что Аллах знает о его джихаде.
3. Стремление попасть в Рай
Некоторые муджахиды делают джихад, чтобы попасть в Рай и спастись от Ада. Это намерение большинства муджахидов. Они хотят Рай и боятся Ада. Вопреки словам некоторых суфиев, такое намерение достаточно, чтобы достигнуть статуса мученика. И это правильное мнение.
Всевышний Аллах (Субханаху уа Тааля) сказал:
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай.Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая.Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране.Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили.Это и есть великое преуспеяние»
(9:111)
«О те, которые уверовали!Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий?Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами.Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.Он простит вам ваши грехи, введет вас в райские сады, в которых текут реки, И в прекрасные жилища в садах Эдема.Это - великое преуспеяние» (61:10-12)
Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас и ввел вас в Рай?Тогда сражайтесь на Пути Аллаха»
(Тирмизи, Ахмад)
Доказательств правомерности этого намерения из Корана и Сунны много, вот еще один известный хадис:
Шаддад бин Хаад сказал, что бедуин пришел к Посланнику Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям). Он уверовал в него и последовал за ним. Когда пришло время битвы у Рва Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) делил трофеи между сподвижниками. Так что он дал ему его долю. Бедуин сказал: «Что это?». Они сказали: «Посланник Аллаха прислал это тебе». Так что он пошел к Посланнику Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) и сказал: «Что это?». Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это твоя доля из трофеев». Он сказал: «Я не из-за этого последовал за тобой, но я последовал за тобой, чтобы мне попала вот сюда стрела - и он указал себе на шею - чтобы я умер и вошел в Рай!». Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «Если ты честный с Аллахом, Аллах будет честным с тобой». Позже они отправились сражаться. Бедуина принесли обратно к Посланнику Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) с раной от стрелы в шее. Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) спросил: «Он ли это?». Они сказали: «Да». Он (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «Он был честным с Аллахом, и Аллах был честным с ним». Затем Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «О Аллах, этот раб Твой, сделал хиджру ради Тебя и затем умер мучеником. Я свидетель этому»
(Насаи, АбдулРазак)
Здесь Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я свидетель этому», хотя все, что хотел бедуин было Раем. Если бы это было не правильное намерение, он (Салля Аллаху алейхи уа саллям) бы поправил его на месте, когда услышал это от него.
4. Самооборона
Некоторые люди сражаются только, если против них сражаются. Их намерение - это только защита самих себя. Человек с таким намерением близок к трем вышеупомянутым намерениям, но, тем не менее, ниже их в статусе.
5. Джихад и трофеи
Есть те, кто выходит с намерением сражаться на Пути Аллаха, но они также имеют намерение завоевать трофеи. У ученых разные мнения по этому вопросу.
- одни сказали, что это не действительное намерение и нет награды для такого джихада. Более того, такому человеку будет наказание, что он сражался за дунья.
- другие считают это намерение действительным. И это мнение большинства ученых. И это правильное мнение, ибо соответствует действиям сахабов.
Аль-Куртуби сказал: «Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) отправился на захват каравана курейшитов во главе с Абу Суфьяном». Это далиль на то, что сражаться за трофеи разрешено.
Всевышний Аллах (Субханаху уа Тааля) сказал:
«...Аллах обещал вам многочисленные трофеи, которые вы возьмете» (48:20)
Невозможно представить, что Аллах (Субханаху уа Тааля) обещал бы трофеи своим рабам, но запретил бы им хотеть их!
Абд-Аллах бин Хузейфа (Ради Аллаху анху) сказал:
«Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) послал нас на рейд, чтобы захватить трофеи...»
(Абу Дауд, Аль-Байхаки в Суннан)
6. Трофеи
Есть воины, которые присоединились к джихаду исключительно из-за финансовой награды в трофеях. Если бы перед ними стоял вариант сражаться без какого-либо финансового вознаграждения, они не захотели бы участвовать. Для таких нет никакой награды вообще и, если такой человек умрет, он не Шахид.
7. Признание
Есть некоторые, кто сражается за славу и признание. Такой человек не является муджахидом и, если он умрет, он не Шахид. Он так же будет одним из первых, которых бросят в Ад, согласно хадису.
А если человек имеет оба намерения - сражаться ради Аллаха и признание - тогда он не получит награду, но и не будет наказан.
Ат-Тирмизи (РахматуЛлаху алейхи) сообщает:
«Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«В Судный День, когда Аллах соберет вместе первых и последних, будет объявлено: «Если кто-то приобщает что-то еще со Мной в намерениях своих дел, то пусть ищут свою награду у тех, кого они приобщали, потому, что Аллах не приемлет сотоварищей»"».
8. Отчаяние
Есть некоторые люди, которые сражаются, чтобы умереть и освободиться от болезненной слабости, долгов, нищеты, отчаяния или трудной жизни. Когда они сражаются, они не думают о том, чтобы добиться довольства Аллаха или возвысить Его Слово. Для такого человека можно сказать, что он не считается Шахидом, потому, что это не был джихад ради Аллаха. Но также можно сказать, что он Шахид, потому, что он приложил усилия, чтобы лишить себя жизни именно таким способом, т.е, сражаясь с врагами Аллаха. Так, что если бы он мог встретить смерть от рук грабителей или болезни, он не пошел бы на это.
Ибн Нухаас (Шахид, иншаАллах) склоняется больше к этому мнению: что он Шахид, хотя и близко не доходит до искренних мучеников.
Стремление к признанию в джихаде после того, как он был начат с искренним намерением
Если человек начал с искренним намерением, но затем стремился к признанию в своем джихаде, тогда: все действия поклонения, которые были совершены до изменения в намерении действительны и принимаются, а те, которые были совершены после теряются.
Если человек начал с искренним намерением, но когда армии встретились, он сражался только чтобы избежать бегства с поля и обвинений в трусости из-за этого, то такой человек теряет свою награду.
О том, кто хвастается своим джихадом
Муджахид может иметь правильное намерение в своем джихаде, пока битва не закончится. Но после этого он может почувствовать желание говорить о своем джихаде людям, которые не присутствовали там, чтобы они знали, что он муджахид. Или он может рассказывать им истории, чтобы показать свою храбрость и умение сражаться.
Посланник Аллаха (Салля Аллаху алейхи уа саллям) сказал:
«Того, кто будет хвастаться своими делами, Аллах (его) унизит»
(Табарани)
Поэтому муджахид должен очистить свой разум и сердце от чувств или стремления к признанию, высокомерия, ожидания похвалы от других или боязни их критики и должен делать джихад против самого себя, чтобы удостовериться, что он сражается только ради довольства Всевышнего Аллаха (Субханаху уа Тааля).
Уа Аллаху Алим.
***
При составлении этой статьи я пользовался трудами «Искренность», «Джихад и влияние намерения» (шейха Абд Аль-Гадира Ибн Абд Аль-Азиза, да освободит его Аллах) и, в большей степени, статьей «Намерения в джихаде» шейха-муджахида Ибн Нухааса, павшего на Пути Аллаха (Шахид, иншаАллах).
Также должен отметить, что я сокращал используемые мною труды ученых, выбирая самое главное из них (на мой взгляд) и, поэтому братья и сестры, желающие прочитать эти труды в полной форме, могут без труда найти их в интернете, переведенные на русский язык.
Таким образом, братья, надо совершать джихад только с намерением возвысить Слово Аллаха (Субханаху уа Тааля) - установить Шариат, совершать джихад только ради Лика Его, чтобы получить одобрение Всевышнего Аллаха (Субханаху уа Тааля), получить награду и, чтобы наше стремление к награде и наши усилия на Пути Аллаха (Субханаху уа Тааля) не пропали, не оказались тщетными, ведь неправильный ният делает тщетным джихад!
И да укрепит нас Всевышний Аллах (Субханаху уа Тааля) на искренности и правильном намерении в джихаде и во всех других видах поклонения Ему.Амин!
И в заключение Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха Мухаммаду ибн Абд-Аллаху, его семье и всем его сподвижникам!
Ас-Саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
Ваш брат Абд Ар-Рахман Аль-Азери
8 Рабби ус-Соний 1431 г.х. / 23 марта 2010 г.