Крупная американская газета The Huffington Post опубликовала статью известного американского телепродьюсера и писателя Макса Колонко, посвященную убийству русскими Президента Польше в уже второй по счету Катынской резне. В статье, озаглавленной "Тайна крушения польского президентского самолета усугубляется", говорится:
"Согласно анонимному источнику, на следствие по крушению польского президентского самолета может оказываться политическое давление, что может помешать ходу ведущегося расследования. Это, сообщают источники, связано с политическим аспектом катастрофы: смертью президента на территории другого государства.
На фото, распространенном в польских СМИ, можно видеть персонал русского аэропорта за заменой ламп для освещения посадочной полосы смоленского аэропорта под руководством офицера в русской военной форме.
Вопрос состоит в том, было ли это запланировано раньше, или решение было принято в результате катастрофы, говорит Грег Филлипс, бывший следователь NTSB по делам, связанным с крушениями самолетов.
За четыре дня до крушения самолеты русского премьер-министра Владимира Путина и польского премьер-министра Дональда Туска благополучно приземлились в том же самом аэропорту в Смоленске. Согласно неподтвержденным сообщениям, охрана премьер-министра Путина оснастила аэропорт дополнительной навигационной системой MMLS (Mobile Microwave Landing System, мобильной микроволновой системой приземления) перед посадкой его самолета, которая была демонтирована после завершения визита. В Польше эта информация вызвала толки о крушении.
Русские власти, которые руководят следствием, до сих пор не ответили, правда ли это и почему то же самое навигационное оборудование не было предоставлено для пилотов польского президентского самолета.
Возникает также вопрос о том, кому принадлежат черные ящики.
Согласно крупнейшей польской газете Rzeczpospolita, генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет указал, что польские следователи получат от русских властей "скрипты с записей разговоров в кабине, а не сами бортовые самописцы.
Согласно международным правилам расследования крушений самолетов, включенных в Приложение 6 Чикагской Конвенции ИКАО (они были подписаны также Россией и Польшей), польская следственная группа должна быть непосредственно вовлечена в анализ содержимого черных ящиков.
Грег Филлипс, бывший следователь NTSB по делам, связанным с крушениями самолетов, соглашается, что польская следственная группа должна получить обратно черные ящики после их исследования, равно как и обломки самого самолета как собственность Правительства Польши, которое было владельцем самолета.
Предварительные отчеты о крушении польского президентского самолета указывают, что самолет с рейсом PLF 101 пытался приземлиться в густом тумане, когда он ударился о какую-то установку за 1000 метров от посадочной полосы, затем срезал верхушки деревьев, что вызвало крушение самолета, и он упал, перевернувшись, в лес, что вызвало мгновенную смерть всех 96 человек на борту.
Согласно Грегу Филлипсу, бывшему следователю NTSB по делам, связанным с крушениями самолетов, нет указаний на неисправность самолета. Ту-154 хорошо известен среди пилотов массивной конструкцией, что может увеличить шанс на выживание при крушении.
Самолет долетел до аэропорта без проблем, не было сигналов об аварийной ситуации, сигналов о бедствии, что указывает на то, что с самолетом, вероятно, не было никаких проблем, говорит Филлипс.
Тайну крушения польского президентского самолета дополнительно усугубляет тот факт, что он был оснащен системой TAWS, защитным устройством, которое предупреждает пилотов, если они слишком близко приближаются к земле.
Если это защитное устройство правильно работало, то тогда это будет первый в истории авиации случай крушения самолета, оснащенного этой системой, говорит Джон М. Кокс, консультант по вопросам безопасности и бывший следователь по делам о крушениях самолетов.
Фотографии с места крушения показывают, что шасси самолета находилось в положении "выпущено", когда он рухнул. Это указывает на то, что самолет шел на посадку, однако сбился примерно на 1000 метров от того положения, в котором он должен был находиться. Система TAWS должна была его предупредить. Остается тайной, почему экипаж проигнорировал предупреждение, добавил Кокс.
Работоспособность системы TAWS можно проверить в результате анализа данных по полету в микрочипе, установленном в системе, что может быть произведено только на фирме-производителе Universal Avionics Systems в американском городе Туксон. Компания отказалась от комментариев в связи с проходящим следствием.
Эксперты согласились, что, возможно, однако, что в устройстве не было топографических карт района смоленского аэропорта, вероятно, из-за того, что это был военный аэропорт, который сменил свой статус на гражданский только за 6 месяцев до крушения.
Согласно анализу крушения, проведенного Грегом Филиппсом, пилот самолета пытающийся приземлиться в условиях низкой видимости, может воспользоваться системой "подход посмотри-увидь" ("look-see approach"), который в принципе представляет собой прибор для подхода к той точке, где пилот может продолжать приземляться с помощью внешних справочных указаний.
Подход посмотри-увидь считается среди пилотов очень рискованным маневром и обычно запрещен FAA во вех гражданских аэропортах для коммерческих операторов.
Ветеран крупнейшей авиационной корпорации и пилот гражданской авиации капитан Джон Кокс указывает, однако, что пилоты самолета польских ВВС № 1 знали об ограничениях в смоленском аэропорту и спускались при низкой видимости с помощью непрецизионного подхода, который разрешается для президентского самолета.
Главное было наблюдать за показаниями высотометра и не спускаться ниже минимальной высоты спуска до визуального контакта с посадочной полосой, говорит Кокс.
"Мне кажется, что ключ к определению причин крушения самолета польских ВВС
№ 1 лежит в определении того, получил ли пилот, принявший решение произвести подход посмотри-увидь, разрешение на этот рискованный маневр посадки", сказал Грег Филлипс и добавил: "Это разрешение касается не только самого пилота или лица, который отвечает за президентский самолет, но также руководства аэропорта, в чьей юрисдикции находится аэропорт в Смоленске, который при существующих погодных условиях должен был быть закрыт".
Отдел мониторинга