Бывшая начальница английской контрразведки MI5 Стелла Римингтон (фото) в интервью лондонской газете "Дейли телеграф" рассказала о русских шпионах в Англии.
"Кавалерственная дама" Стелла отметила:
"Россия обладает очень большим и хорошо финансируемым сообществом шпионов, которые остаются угрозой для британских экономических интересов и интересов безопасности Англии.
Наследственные организации КГБ столь же активны, как их предшественник. Русские занимаются теми же самыми вещами в Англии? Правильно, в том случае, если они считают, что им это сойдет с рук.
Угроза, исходящая из России, может создать "напряженку" для британских спецслужб, которые одновременно должны иметь дело с опасностью, исходящих от "терактов исламских экстремистов".
Рассказ о русских шпионах Стелла Римингтон продолжила в своем интернет блоге. Довольно обстоятельно рассказав о шпионах из коммунистических стран во времена СССР, бывшая главная контрразведчица Англии перешла к недавнему разгрому русской шпионской сети СВР в Америке. Она пишет:
"Холодная война закончилась. Почему же тогда Россия все еще имеет нелегалов в США? Потому что шпионаж продолжается. Он просто время от времени меняет направление. Россия все еще имеет крупные и хорошо финансируемые шпионские службы, и русские как народ традиционно уделяют больше внимание тайно полученной информации по сравнению с открытой.
Когда Восток и Запад были двумя вооруженными лагерями с нацеленными друг на друга ракетами, шпионаж в основном направлялся на сбор военной и политической информации. Это помогло бы выиграть одной или другой стороне, если бы Холодная война превратилась в войну со сражениями. И это тип информации всегда будет в более высокой цене, даже если в перспективе не просматривается война.
Однако сейчас к этому добавились также и другие цели - технологические разработки в системах связи, компьютерные технологии, генетика, электроника и много других областей.
Россия теперь использует свои шпионские службы для поиска информации и материалов для совершенствования своих собственных военных, технологических и экономических программ за счет других стран. Поэтому обретение связей в таких местах как коммерческие предприятия, научные учреждения и аналитические центры - прибыльное вложение усилий и средств.
Хорошо обученных, имеющих хорошие документы и хорошо укоренившихся в стране нелегалов трудно обнаружить. Во время Холодной войны их обычно сдавал перебежчик.
Мы можем так никогда и не узнать, как ФБР впервые напало на их след.
СМИ высмеивают некоторые из их шпионских трюков и то, что эти шпионы могли быть бездарными. Возможно, что по прошествии многих лет они потеряли бдительность и стали слишком уверенными в себе. Кто знает?
Но я думаю, что было бы ошибкой списать их на просто пережиток Холодной войны. Шпионаж жив и здоров. Испытанные и проверенные методы работают. Наши спецслужбы должны быть начеку, чтобы предотвратить попадание наших коммерческих и научных разработок в руки тех, кто хочет использовать их для получения коммерческих, экономических, политических или военных преимуществ".
Рассказ Стеллы Римингтон о русских шпионах дополнил в статье в лондонской газете Daily Express бывший британский контрразведчик Гарри Фергюссон. Он в частности пишет:
"Сегодня в Британии, вероятно, около 500 нелегалов. Большинство из них работает на Россию. Их так трудно обнаружить, что у MI5 даже нет специального подразделения для их поисков, однако угроза от них реальна, потом что 6 из них в 2005 году пытались получить работу в МI5 в качестве переводчиков.
Нелегалы затрачивают много лет, живя жизнью простых граждан. Если они не шпионят, шанс их поймать практически равен нулю. В случае войны их активируют для работы диверсантами, потом что он заняли доверительные должности и могут начать передавать шпионскую информацию.
Он стоят дешево, проходят гораздо меньший курс обучения, чем полноценный шпион, однако результаты их деятельности могут быть разрушительными".
Отдел мониторинга