Гамбургский журнал Der Spiegel поведал о проблемах, возникших перед немецкими чекистами в слежке за чеченскими беженцами:
"Как и в Австрии, немецкие следователи тоже интересуются деятельностью Кадырова. Его агенты были выслежены в Германии, где проживает около 6.000 чеченцев.
Примерно 500 из них, как полагает госбезопасность Германии, связаны с "экстремистскими группировками".
Для офицеров германской госбезопасности трудно составить ясную картину об этой среде. Разница между борцами за свободу, "террористами" и обычными уголовниками запутанная. Кроме того, некоторые чеченцы обязаны своим статусом беженца сотрудничеству с германской госбезопасностью, и границы между стукачами и возмутителями спокойствия стираются.
Ясно, однако, одно, пишет немецкое издание, - чеченцы в Германии живут в страхе перед кадыровскими киллерами. Чеченские беженцы часто рассказывают германским властям об угрозах Кадырова в адрес чеченских беженцев в Берлине. Как представляется, Кадыров «убеждает» беженцев вернуться домой, применив, в случае необходимости, жесткие меры. У него, как сообщается, есть посредники и агенты, которых он использует специально для этих целей.
Поэт-лауреат Апти Бисултанов был одним из беженцев, к которому явились в Берлине незваные кадыровцы.
Как представляется, два бывших члена чеченского правительства работают агентами Кадырова. Это братья Умар и Магомет Ханбиевы.
Свидетель сообщил венским властям, что развернута крупнейшая кампания по возвращению чеченских беженцев и что Москва действует руками Кадырова. Согласно агенту австрийской госбезопасности, у Кадырова есть группировка из 6 агентов, которая работает в Берлине. Они обеспечены русскими визами и проживают в одной берлинской гостинице.
Агентура ФСБ из числа кадыровцев, говорят чеченцы в Берлине, пытаются побудить чеченцев к возвращению, обещая им работу. Агенты также грозятся применить насилие против семей беженцев, оставшихся в Чечне.
В случае Бусультанова кадыровцы и русские власти работают рука об руку публично. Россия потребовала его выдачи и попыталась торпедировать его заявление о предоставлении убежища, но в обеих случаях Москва потерпела провал.
Одного из людей, которых сейчас судят в Вене, Отто Кальтенбруннера, также видели в Берлине. Он урожденный Рамзан Эдилов, место и время рождения: Грозный, 1968 г.
Среди чеченцев, проживающих в Австрии и Германии, его считали образцовым отцом и противником Кадырова. Однако, как оказалось, он был владельцем зелёного «Вольво», который полиция обнаружила около места преступления после убийства Исраилова. Выяснилось, что он является главной фигурой в венском деле.
Следователи считают, что Кальтенбруннер является одним из личных палачей Кадырова, однако находящийся в тюрьме Кальтенбруннер отрицает обвинения. Возникает также вопрос, если Кальтербруннер действительно противник Кадырова, то почему он ездил в Грозный в 2008 году, чтобы встретиться с Кадыровым? В досье следствия есть фотография, на которой запечатлена дружественная встреча этих лиц.
И что привело Кальтенбруннера в Германию? Официально соискатель убежища был там в роли председателя одной чеченской культурной ассоциации в Вене. Следователи считают, однако, что работа Кальтенбруннера на ассоциацию была только прикрытием, чтобы помочь ему проникнуть в беженскую общину в Германии.
В любом случае, деятельность ассоциации не ограничивается только культурной сферой. Во время налета несколько лет назад, полиция обнаружила в багажнике одной машине из Вены огнестрельное оружие. Это машина, BMW, была зарегистрирована на культурную ассоциацию.
Так или иначе, конфликт в Чечне уже давно дошел до Германии. Офицеры немецкой госбезопасности полагают, что чеченские беженцы собирают деньги в Германии, деньги, которые затем курьеры переправляют повстанцам в Чечне. Как представляется, в Германии были также попытки вербовки бойцов и тайного провоза их в Чечню.
Кадыровские агенты пытаются шантажировать беженцев по телефону. Эти агенты известны венским следователям. Полиция подслушала много телефонных разговоров, в которых беспрерывно упоминалась фамилия Кадыров как угроза. Вот отрывок из записи прослушки одного телефонного разговора:
Агент: "Среди вас был плохой человек, который был уже ликвидирован".
Беженец: "Тот, которого убили? Я не был с ним знаком".
Агент: "Я знаю, кто ты. Ты хочешь, чтобы к тебе завтра пришло несколько человек и тебя забрали? Переходи к нам добровольно. Ты не хочешь, чтобы мы к тебе пришли и применили силу".
В мае 2009 тогда один проживающий в Вене чеченец, который получал аналогичные звонки, обратился к властям. Экспертам по терроризму даже удалось идентифицировать подозреваемого.
Им оказался богатый русский гражданин, который известен в Берлине своими лимузинами и виллой.
Он планировал убийство со своей берлинской базы. Согласно материалам следствия, телефонная прослушка и последующее расследование не привели, однако, к какому-либо действию в отношении подозреваемого в Берлине.
В памятной записке из Вены сухо официально констатируется, что «власти не предприняли дальнейших шагов».
Полицейским следователям в Берлине ничего не рассказали об этом случае.
На квартире 51-летнего немецкого переводчика Эккехарда Маасса (Ekkehard Maass) в Берлине, бывшего диссидента из Восточной Германии, а ныне председателя Германо-кавказского общества, за самоваром всегда собирается большое число чеченских беженцев, которые обсуждают политику.
Кадыровцы тоже интересуются квартирой Маасса, и не только они. Как это ни звучит парадоксально, германские власти тоже следят за Маассом, фамилия которого мелькает в досье германской госбезопасности, т.н. "ведомстве по защите конституции".
В личном досье на него говорится, что он представитель чеченского правительства в изгнании (имеется ввиду Закаев, который объявил Масса своим личным «консулом» - КЦ).
Автор статьи в Der Spiegel Штефан Берг заканчивает ее следующим абзацем:
"Около дома Маасса запаркованы подозрительны машины. Однако шоферы и пассажиры в них не хотят вступать с ним в разговор".
Отдел мониторинга
КЦ