Американский «Фонд Джеймстауна» предсказал Грузии лидерство на Северном Кавказе.
Между тем грузинские эксперты к этому прогнозу относятся скептически, сообщает Кавказ Online.
В частности, политолог Сосо Цинцадзе считает, что «Фонд Джеймстауна» в своем прогнозе возможности Грузии представил преувеличенно, а такое «стремление может обусловить возникновение еще одного фронта в отношениях с Россией, а это нам ни к чему».
Сосо Цинцадзе: - Вероятность нашего лидерства на Северном Кавказе я считаю нереальной. Что означает лидерство? Если процесс начнется, и среди населения Северного Кавказа возрастет популярность Грузии, это очень хорошо. Но «лидер» – это понятие широкое, а что подразумевает упомянутый фонд – неформальное, интеллектуальное или политическое лидерство? Я знакомился с этим заключением, где очень много элементов дилетантизма, нет глубинной оценки событий. К тому же, это, в известной степени, опасно».
Политолог Рамаз Сакварелидзе считает такой прогноз преждевременным. Но «если Грузия усилится экономически и сумеет построить сильное государство, то она действительно сможет стать лидером. Однако проблема состоит именно в этом «но».
Американские эксперты серьезно предполагают, что в нынешнем году Грузия будет играть на Северном Кавказе одну из ведущих ролей. Например, политологи «Фонда Джеймстауна» заявили, что грузинские власти намерены составить России серьезную конкуренцию в качестве «регионального лидера». Исходя из этого намерения, зарубежные аналитики и сделали столь оптимистические выводы.
В статье, касающейся ситуации, складывающейся на Северном Кавказе, говорится о том, что в прошлом году официальный Тбилиси резко изменил свою позицию, и теперь он готов играть в этом регионе более активную роль.
С точки зрения экспертов фонда, в такой ситуации Россия должна или «смириться с этой реальностью», или «проводить в отношении Грузии более агрессивную политику, что, учитывая ее внутренние проблемы, ей не под силу».
Более того, политологи считают, что в будущем у Грузии есть все шансы добиться на Кавказе успеха, поскольку имеющиеся «внутренние проблемы» помешают России нивелировать активную позицию Тбилиси.
Рамаз Сакварелидзе: - Некоторые считают, что у России остаются два пути – или смириться, или бороться против Грузии. Все мы помним, что дала такая борьба.
Что касается предположения «смириться с лидерством Грузии», то в чем это должно выразиться, сказать трудно. Если это будет только то, что Тбилиси предоставит северокавказцам возможность свободного передвижения, я не думаю, что это создаст России дискомфорт. Но если Кремль предположит, что в Грузию выезжают те, кого там называют «террористами», может возникнуть такая ситуация, которая была несколько лет назад в связи с Панкиси. Так что, шансов на лояльное отношение Москвы к этому процессу очень мало.
Если же Грузия построит сильное государство с мощной экономикой, она, возможно, станет лидером. А на сегодня наша экономика не в состоянии обеспечить даже собственное государство. Если в стране произойдут перемены, тогда такое развитие событий не исключено, но возникает вопрос: предпринимаются ли в Грузии такие шаги, которые могут обеспечить поступательное развитие экономики?
Руководитель кавказского отделения института СНГ Феликс Станевский считает, что версия относительно роста влияния Грузии на Северном Кавказе «странна» и «смешна».
«Интересно, на каком основании и по какому признаку сделаны подобные выводы. Лично у меня нет такого впечатления, что на Северном Кавказе растет влияние Грузии. Приведение в качестве аргумента того, что грузинские власти отменили визы для северокавказцев, выглядит смехотворным.
Маловероятно, что высосанные из пальца выводы будут оказывать какое-либо влияние. Тбилиси, который Абхазию и Южную Осетию считал своими территориями, после 2008 года даже не надеется на то, что когда-либо сможет их вернуть. В 2008 году он потерпел всестороннее поражение, после чего стало очевидным, что возможности Грузии не возросли, а заметно снизились. После этого кто будет рассматривать спекуляции аналитиков относительно того, что Тбилиси вдруг стал сильнее?
Во всех случаях, это несерьезно.
Кстати, источники США и других стран говорят, что количество выезжающих из Грузии граждан не то что сокращается, а даже растет. Пусть сколько угодно, говорят о росте влияния, но в тех условиях, когда население выезжает из республики, такое заключение не может иметь каких-либо последствий», - заявил Станевский.
Отдел мониторинга
КЦ