"Информация о Микаэле Стурше и о его помощи беженцам из Чечни, которая выходит в России, повторяет слова противников Стурше", указал московскому правозащитному агентству секретарь правозащитной организации "Финско-российский гражданский форум" Керкко Паананен.
Он отмечает, что информация от людей, которые имеют тесные отношения с русской властью, в самой России цитируют даже оппозиционные российские издания, что вызывает недоумение в Финляндии.
"С нескольким удивлением заметил, что даже "Каспаров.Ru" повторяет ложь Бекмана – противника Микаэля Стурше (Каспарова давно подозревают в давних связях с ФСБ -КЦ). Когда журналисты в России пишут о том, что происходит "за кордоном", они говорят, что они не нашли в Финляндии других источников, кроме Бекмана. Это полный бред. Причина совсем в другом", - заявил Керкко Паананен.
По его свидетельству, Микаэль Стурше не швед, а шведоязычный финн, который родился и всю жизнь жил в Финляндии.
"Микаэль никакой не "главный редактор" Кавказ-Центра, а председатель правления зарегистрированного в Швеции общества "Pro Caucasus", которое является издателем интернет-ресурса Кавказ-Центр. Кроме того, Микаэль предоставляет сайту Кавказ-Центр услуги интернет-хостинга. Я даже не знаю, кто является главным редактором Кавказ-Центра; раньше главредом был чеченец, живущий в Швеции", - рассказывает Керкко Паананен.
Ранее пресса сообщала, что в Финляндии журналист Микаэль Стурше обвиняется в помощи пересечения границы 22 чеченцам, въехавшим в Финляндию через Турцию без виз. Обвинение утверждает, что Стурше нарушал закон в период с 2007 по 2010 гг. Он оплачивал перелеты беженцам, помогал своим знакомым из соображений альтруизма, и денег за свои услуги не брал. Следующее заседание по этому делу состоится в апреле.
По словам Керкко Паананена, в обвинении говорится о 24 чеченцев, 9 из которых - несовершеннолетние дети. У них не было финской визы, так как Финляндия по правилам не дает виз жителям северокавказского региона.
"Поэтому выходцам из Северного Кавказа, которые нуждаются в международной защите (т.е. убежище), приходится использовать другие способы для того, чтобы они могли просить о защите у финских властей. Паспорта у некоторых из них были фальшивые потому, что у них не было возможности получить российского паспорта или они боялись за свою жизнь", - говорит правозащитник.
Он отмечает, что многие беженцы приезжают в Финляндию из стран или условий, где нет даже органа власти, который мог бы выдать паспорт.
"Тем более, если человек бежит от государства, которое угрожает его безопасности, как ему просить паспорт у той самой власти?! Это элементарно, но многие журналисты такого "нюанса" просто не поймут, даже здесь, в Финляндии", - говорит Керкко Паананен.
В ноябре 2010 года во время встречи с журналистами на съемках документального фильма о чеченских беженцах, Микаэль Стурше заявил, что намерен и далее информировать людей о том, что происходит в России, на Северном Кавказе, особенно в Чечне, и что происходит с чеченскими беженцами в Финляндии.
Керкко Паананен указал, что, согласно международной конвенции о правах беженцев, использование фальшивых документов людьми, которые просят убежище, не является нарушением, за которое предполагается наказание.
"То есть у беженца есть право приехать в Финляндию с любыми документами или без них. Короче говоря, те чеченцы, которые прибыли в Финляндию без документов, никаких законов в Финляндии не нарушали. Беженцы не являются нелегальными иммигрантами. Это вообще совсем разные категории лиц.
То, что Микаэля обвиняют в организации нелегальной иммиграции, что повторяют и русские СМИ, не означает, что те люди, которым он помогал сюда приехать, являются нелегальными иммигрантами. Даже если предполагаем, что суд выносит Микаэлю обвинительный приговор, это не означает, что те, кому он помогал, превращаются из беженцев в нелегалов. Они статус уже получили", - отмечает Паананен.
Обвинение пытается перевернуть логику закона
Он подчеркивает, что это ключевой момент. "Не может же Микаэль быть виновным в организации нелегальной иммиграции, так как финские власти своим решением выдали статус беженца всем (кроме одного, который еще ждет решения), кому Микаэль помогал. Финские власти уже доказали, что это не нелегалы, а беженцы!
Тем более, даже тот, который статуса пока не получил, не является нелегалом, он соискатель статуса беженца. Одним словом, обвинение пытается перевернуть логику закона", - считает Керкко Паананен.
По его свидетельству, обвиняющая Микаэля Стурше сторона распространяет информацию о том, что якобы Стурше мог получать от чеченских беженцев вознаграждение за их перевоз в Финляндию, что является абсолютной ложью.
"Да, обвинение пытается доказать, что Микаэль получил материальную выгоду от того, что помогал этим чеченцам добраться в Финляндию. На самом деле, наоборот: Микаэль им заплатил за авиабилеты, то есть понес существенную материальную потерю от своей деятельности. Так как никаких денег Микаель за свои услуги не получил, обвинению и не получилось доказать, что такое было.
Тем не менее, обвинение пыталось объяснить, что Микаэль, "давая интервью СМИ", действовал для того, чтобы получить известность и внимание общественности, что и это можно толковать как "материальная выгода". Но это же может означать, что любые действия "от доброй души" могут толковаться, как попытка получить материальную выгоду. Адвокат Микаэля комментировал это, заявляя, что обвинение "валяет дурака", - говорит Керкко Паананен.
Он также отметил, что первым о деле против Микаэля Стурше заявила в СМИ погранслужба Финляндии, распространив пресс-релиз, в котором сообщалось, что
некоего гражданина Финляндии подозреваются в организации нелегальной иммиграции.
"Так как пресс-релиз выпустили уже до предъявления обвинения, во время следствия, и так как пресс-релиз содержал грубые ошибки, Микаэль счел необходимым опровергнуть ложные утверждения погранслужбы", – рассказывает Керкко Паананен.
Он также прояснил ситуацию с вышедшей в ряде русских СМИ информацией, в которой сообщалось, что весной прошлого года Стурше обвинили в том, что он якобы угрожает простым гражданам, не разделяющим его точку зрения на двойную Шахидскую операцию в московском метро.
"Вот эти "простые граждане" - это, естественно, Йохан Бекман и пастор Юха Молари. Бекман, председатель "Антифашистского комитета Финляндии" использует финскую судебную систему в своих мелких политических интригах. Никакого толка в его обвинениях и жалобах нет и быть не может. Логика у них напоминающая рассказы Оруэлла: "Война - это мир, свобода - это рабство, незнание - сила!" – говорит Паананен.
"Русские СМИ писали, что Стурше якобы поддержал действия Шахидок и стал угрожать интернет-пользователям, не согласным с ним. На самом деле - не поддержал и не угрожал. Журналист пишет, что он скопировал пресс-релиз самого Бекмана. Лениво и нечестно, как и положено, если принципы не журналистские, а политические", - засвидетельствовал Керкко Паананен.
Он также прояснил ситуацию с информацией о том, что Стурше, помогая чеченским беженцам, якобы действовал в рамках некой финско-чеченской правозащитной организации.
По такой логике обвинения ОПГ являются и церковные организации, помогавшие беженцам, например, "Красный крест"
"Нет. Микаэль не действовал в рамках никакой организации, помогая этим чеченцам добраться в Финляндию. Он все это делал сам как рядовой гражданин. Обвинение настаивает, что Микаэль действовал в рамках "организованной преступной группировки", помогая группам чеченских беженцев добраться в Финляндию. На это ответил адвокат Микаэля, что по логике обвинения ОПГ являются и церковные организации, помогавшие беженцам, например, "Красный крест", - говорит Керкко Паананен.
По его словам, фактически единственное, о чем многочисленные русские СМИ, сообщившие о деле Стурше, оказались объективными, так это в том, что еще в октябре прошлого года Стурше заявлял о своей уверенности в том, что его оправдают – так как финское право разрешает помогать людям в "гуманитарных целях".
"У обвинения нет никакого шанса, что и было ясно по результатам первого, подготовительного, судебного заседания. Есть даже возможность, что суд приостановит процесс из-за отсутствия признаков преступления. Следующее заседание запланировано на 15 апреля", - рассказал Паананен.
Он указывает, что, на самом деле сам процесс носит прецедентный характер, так как за обвинением стоит погранслужба Финляндии, которая этим путем пытается добиваться изменения в законе об иммиграции.
"Они как раз хотят упразднить пункт закона, который разрешает помогать людям въехать в Финляндию в гуманитарных целях. Иными словами погранслужба хочет приравнять гуманитарную деятельность с торговлей людьми. Вот в чем суть этого дела", - отметил Керкко Паананен.
Согласно неофициальной информации, обвинения инициируют несколько человек, поддерживающих "пастора" Юхи Молари, который не так давно назвал всех чеченских беженцев - террористами.
Сам журналист называет себя правозащитником: он является организатором Финско-Чеченской правозащитной организации, в рамках деятельности которой он и помогал передвигаться людям, "жившим в нечеловеческих условиях". В октябре 2010 года Стурше заявлял о своей уверенности в том, что его оправдают - так как финское право разрешает помогать людям в "гуманитарных целях".
Стурше выступает за свободу распространения информации в Интернете, поддерживает Кавказ-Центр - информационное агентство, вещающее о проблемах на Северном Кавказе», пишет московский правозащитный сайт.
Отдел мониторинга
КЦ