Массовые аресты, ночные облавы, грабежи, убийства прямо на улицах города, изнасилования, исчезновение большого числа людей, братские могилы – при отсутствии свидетелей из-за границы в Триполи в настоящий момент разыгрывается настоящая гуманитарная драма.
По информации из различных источников, в условиях растущего международного давления Муаммар Каддафи ударился в панику, погрузив столицу и регион в атмосферу террора. Такие «отрывочные, но связные сведения» были получены от тех, кто смог убежать из страны, правозащитных организаций и западных разведслужб. «Речь идет о политике выжженной земли, которая нацелена на то, чтобы посеять в столице ужас и не допустить каких-либо народных волнений», - подчеркивают в Париже, не скрывая «серьезного беспокойства».
По информации дипломатического источника, эти бесчинства в Триполи уже привели к «нескольким тысячам жертв, возможно даже больше 10 000» за три месяца. Хотя эта цифра и существенно ниже озвученных в прошлом месяце мятежниками 20 000, он все равно очень значительна для города с двухмиллионным населением. Было задержано около 20 000 человек, сообщает тот же источник. «Каддафи способен на любой, даже самый худший поступок, в связи с чем в будущем нас может ждать множестве неприятных сюрпризов», - предупреждают в министерстве иностранных дел Франции.
Как следует из собранных в Париже свидетельств, Триполи, где с самого начала восстания в середине февраля этого года начались репрессии со стороны властей, в настоящий момент находится под жестким контролем Каддафи. Обычные жители востока страны систематически задерживаются. Одно лишь подозрение в том, что кто-то смотрел телеканал «Аль-Джазира», является достаточным основанием для допроса. Свидетели рассказывают о том, как отцов семей пытают на глазах их жен и детей, а затем увозят в неизвестном направлении.
Разграбленные больницы
Задержанных используют как живые щиты в убежище Каддафи Баб-эль-Азизия, которое постоянно находится под прицелом самолетов НАТО. Дипломатам также известно о двух случаях, когда женщин насиловали по приказу сверху. Размах этих бесчинств и личность тех, кто их совершает (чаще всего в гражданской одежде), определить довольно непросто. В то же время несколько источников рассказывают о том, как обычных заключенных отпускают на свободу и вербуют в вспомогательные отряды для сил правопорядка.
Другие кусочки мозаики складываются в по-настоящему кошмарную картину. Так, в столице по всей видимости насчитывается сразу несколько братских могил. Об этом рассказывают водители тракторов, которым приходится засыпать груды тел. Кроме того, свидетели говорят о том, как верные Каддафи отряды устраивают налеты на собственные больницы, сея страх среди населения. Пакеты с кровью для переливания разрывают на глазах у всех, несмотря на то, что запасы медикаментов и так на исходе.
В довершение этого удушающего климата, население оказалось под пристальным контролем служб безопасности. Усовершенствованная ливийцами система прослушивания телефонных разговоров (этим ноу-хау они обязаны еще советским специалистам) позволяет определить местонахождение человека всего за одну-две минуты. «Люди боятся произнести хоть слово, каждый уверен, что его прослушивают», - сообщает дипломатический источник.
Даже внутри правящей структуры режима «каждый чиновник окружен людьми, которым поручено не защищать его, а следить за ним», - продолжает он. Тем не менее, это не может предотвратить возникновение «трений и серых зон», говорит дипломат. «Каждую ночь в городе слышны звуки ударов союзной авиации, а со стен срывают агитационные проправительственные плакаты, что свидетельствует о существовании активной оппозиции», - рассказывает находившийся там до недавнего времени журналист.
Как считают в Париже, люди «медленно, но верно» сбегают от Каддафи: во вторник от него ушли несколько офицеров (в том числе пять генералов), на прошлой неделе – глава Центрального банка и посол в Брюсселе. В то же время режим пытается поддержать в Триполи некое подобие нормальности, превратив город в потемкинскую деревню. «Торговцев заставляют против воли открывать магазины, а детей отправляют в школы, хотя там им сейчас нечем заняться», - подчеркивает дипломатический источник.
В Париже говорят об уверенности в том, что «все это вопрос времени, и судьба Каддафи уже предрешена». Тем не менее, никто больше не рискует говорить о том, что дело решится в ближайшие дни или недели. Дипломаты настаивают на необходимости усиливать давление по всем направлениям. «Бесчинства в Триполи демонстрируют нам, что миссия по защите мирного населения (которая дает мандат на военное вмешательство по резолюции 1973 Совета безопасности ООН, прим.ред.) еще далека от завершения», - уверены в министерстве иностранных дел. После перехода России в западный лагерь по вопросу Ливии, о котором было объявлено в пятницу на саммите «большой восьмерки» в Довиле, жестокие репрессии в адрес населения Триполи могут еще сильнее укрепить позиции противников Каддафи на международной арене.
КЦ