Институт политики безопасности и развития (Institute for Security & Development Policy) (Стокгольм, Швеция) опубликовал отчет "Русскоязычные преступные группы в ЕС" (Russian Speaking Organized Crime Groups in the EU). Авторы отчета обозревают происхождение, развитие и влияние на европейское общество русской мафии, а также предлагают некоторые пути противодействия этому явлению.
Согласно документу, в действующие на территории ЕС преступные группы, которые состоят из граждан бывших советских республик, может входить в целом до 300 тысяч человек. Больше всего их в Польше и Германии.
В отчете говорится: "В настоящий момент в Польше действует до 20 тыс. преступников, входящих в мафию, что делает их крупнейшей русской криминальной диаспорой в мире, а в Польше - наиболее опасным и влиятельным преступным сообществом". Авторы отчета подчеркивают, что членами этих групп являются не только россияне, но также белорусы и украинцы.
"Эти преступные группы в основном занимаются незаконной деятельностью, связанной с убийствами, сутенерством, угоном автомобилей и их контрабандой в страны СНГ", - говорится в исследовании шведского института.
Столицей русской мафии в Польше является, по этим данным, Познань, где в основном сосредоточена преступность, связанная с наркотиками. Самым же опасным является приграничное с Белоруссией Подляское воеводство с центром в Белостоке: более 90% преступлений, совершаемых там иностранцами, осуществляются при участии русскоязычных правонарушителей. В основном, эти преступления таковы: ограбления, в том числе вооруженные, контрабанда автомобилей и подделка документов.
Как сказано в отчете, в 2007 и 2009 годах в Польше предпринимались действия по ограничению влияния русскоязычных преступных группировок. По оценке авторов, обе эти попытки успеха не принесли.
Один из авторов отчета, старший научный сотрудник Института политики безопасности и развития, в прошлом - сотрудник офиса координатора Шведской национальной политики по наркотикам Вальтер Кегэ полагает, что русские банды представляют для ЕС большую угрозу, поскольку их количество достаточно велико.
В интервью белорусскому изданию Naviny.by Кегэ уточнил, что эти группы "занимаются наркотиками, отмыванием денег и, среди прочего, контрабандой высоких технологий".
По его словам, русские банды менее структурированы, чем всемирно известные итальянские преступные группы с жесткой иерархией, но имеют лидеров.
"Конечно, небольшие группы могут быть связаны с людьми из тех городов или областей, где они действуют, и иметь иерархическую структуру. Но если мы говорим о больших группах, в общем, я бы сказал, что их нельзя сравнивать с итальянской мафией", - сказал Кегэ.
Конкретно, белорусские группировки, по словам эксперта, в основном, связаны с проституцией.
В докладе Кегэ так характеризует все чаще оседающих в Швеции руководителей русской мафии:
"Они хитры и способны ловко использовать шведскую наивность. Они могут представлять опасность для шведского государства благоденствия, подрывая его ресурсы. Из-за слабости банковской системы у них есть здесь прекрасные возможности для отмывания денег".
Русской мафии посвящено много книг, научных работ, документальных фильмов, которые писали и снимали в том числе и сами россияне. Ее структуры отлично известны как в самой России, так и в мире (особенно в США, где первые группировки, состоявшие из эмигрантов еврейского происхождения, появились еще до распада СССР после открытия возможности выезда в Израиль). Известны также ее главные представители, как по фамилиям, так и по оригинальным кличкам: Япончик, Суперкиллер, Король Санкт-Петербурга, Леша-Солдат и другие.
Полиция традиционно считает русскую мафию одним из самых влиятельных преступных синдикатов в мире. По сравнению с другими организациями такого типа, для достижения своих целей эта мафия чаще прибегает к насилию, в том числе экстремальному. Под общим названием скрываются группы, состоящие из людей с постсоветского пространства, не только россиян. По данным американского ФБР, лидеры русской мафии - это самые опасные люди на свете. Они зачастую связаны с российским бизнесом, политикой или СМИ.
Шведские эксперты обращают, однако, внимание на то, что в последнее время русскоязычные мафиози хорошо мимикрируют. Вместо крестных отцов и их "солдат", на Западе начали появляться представители преступных группировок в белых воротничках, хорошо разбирающиеся в мире финансов или в информационных технологиях.
Единственное решение проблемы "русской" организованной преступности в ЕС эксперт видит в координации действий правоохранительных органов разных стран.
"Ключом к успеху могла бы стать совместная работа стран против преступников, - сказал Кегэ. - Я думаю, что в будущем мы должны создать то, что я называю "Совместной следственной командой", состоящей из представителей правоохранительных органов разных стран, столкнувшихся с проблемой русских группировок".
Отдел мониторинга
КЦ