Спустя примерно 20 лет после распада Советского Союза, Китай стал соперничать с Россией в качестве ключевого инвестора и торгового партнера во многих из бывших советских республик, сообщает «Голос Америки».
У Белоруссии кончаются деньги. Кремль отключает ей электричество за неуплату. Российские государственные телеканалы враждебно о ней отзываются, называя ее диктатурой.
Стратегия Москвы очевидна – давить на Минск, пока он не продаст России по дешевке свои государственные компании. На кону стоит один из главных в мире производителей поташа - «Беларуськалий». Если эта компания достанется русским, под контроль России попадет половина мирового производства этого удобрения – на фоне грозящей миру нехватки продовольствия.
Однако тут в игру неожиданно вступает новый игрок, и Минск начинает переговоры о частичной продаже «Беларуськалия» китайским государственным компаниям.
Китай, рыщущий по миру в поисках сырья, сейчас активно проникает на постсоветское пространство, которое Москва долгое время считала своей вотчиной.
Российский политический обозреватель Константин фон Эггерт считает, что Кремль не хочет открыто выступать против экономического вторжения Китая в Белоруссию, некогда считавшуюся образцовой советской республикой.
«Русские этим не слишком довольны, но держат рот на замке, потому что все равно ничего не могут сделать. Россия теряет свою зону влияния в бывших советских республиках, на постсоветском пространстве», - утверждает он.
Эксперт по Азии из белорусского министерства иностранных дел Леонид Батяновский уверяет, что Минск не играет на противоречиях Китая и России.
«То, что мы развиваем связи с Китаем, не означает, что мы их собираемся против кого-то использовать», - полагает Батяновский.
Белоруссия почти не получает американских и европейских инвестиций - в основном потому, что инвесторы не уверены в соблюдении прав собственности в стране, которой уже 17 лет правит один и тот же человек. Однако Китай в прошлом году открыл кредитную линию на сумму в 1 миллиард долларов для ряда проектов в Белоруссии.
«Мы ведем переговоры о строительстве дорог, электрификации железных дорог, строительных проектах в Минске и создании белорусско-китайского технопарка», - добавил Батяновкий.
Белоруссия стала не первой из 14 бывших советских республик, некогда считавшихся экономическими колониями России, в которую Китай начал осуществлять инвестиции.
В прошлом месяце президент Китая Ху Цзиньтао посетил Украину – соседнюю с Россией страну, которую русские долгое время называли «Малороссией» - «Малой Россией».
В Киеве китайский лидер и его украинский коллега Виктор Янукович присутствовали при подписании торговых соглашений на сумму в 3,5 миллиарда долларов.
Ранее в ходе того же турне Ху посетил Казахстан.
Всего 20 лет назад Нурсултан Назарбаев, в то время возглавлявший Казахскую Советскую Социалистическую Республику, боролся за сохранение Казахстана в составе Советского Союза.
В прошлом месяце Назарбаев, ставший президентом независимого Казахстана, вместе с китайским президентом подписал соглашение о «стратегическом партнерстве».
Президенты пообещали за четыре года удвоить объем двусторонней торговли и подписали документы о новых многомиллиардных китайских инвестициях в Казахстан – на сей раз в казахскую медь.
Соседней Туркмении Пекин недавно предоставил кредит на сумму в 4 миллиарда долларов, чтобы она могла удвоить экспорт газа на восток, в Китай.
Сейчас на восток идут огромные количества нефти и газа, и это помогает Китаю сменить Россию в качестве главного торгового партнера и источника инвестиций для пяти бывших советских республик Центральной Азии.
Этот сдвиг в сторону Китая происходит так быстро, что начинает вызывать опасения у самих центральноазиатских лидеров.
Недавно в Казахстане суд приговорил к длительным срокам лишения свободы двух геологов, обвиненных в том, что они продали геологические документы китайскому агенту.
Параллельно советник президента Казахстана назвал «грязной ложью» информацию о том, что правительство тайно сдало Китаю в аренду на 99 лет миллион гектаров сельскохозяйственных угодий.
Впрочем, по мнению фон Эггерта, воспользоваться этим Россия все равно не сможет.
«У России недостаточно ни политической, ни экономической, ни – честно говоря -военной мощи, чтобы отразить китайские попытки проникнуть в ее, как однажды выразился президент Медведев, “зону привилегированных интересов”. Это очередной признак постимперского упадка России», - отмечает журналист.
Между тем в Минске архитекторы сейчас работают над проектами первого белорусского «китай-города» (иначе говоря, чайнатауна).
Отдел мониторинга
КЦ